Рабочая программа

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ»

 

 

Профили подготовки:

физкультурное образование, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация, спортивный менеджмент, физкультурно-оздоровительные технологии, спортивные сооружения и индустрия, спортивная тренировка в избранном виде спорта

 

Квалификация (степень):

бакалавр

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

 

Курс спортивной метрологии читается студентам в соответствии с учебным планом по направлению подготовки бакалавров 034300 (62) «Физическая культура».

Программа курса составлена в соответствии с современными представлениями науки об измерениях, развитием технических средств и компьютерных технологий.

Цель дисциплины – глубокое изучение и освоение методов измерений и оценок функциональных состояний и двигательных действий спортсмена. Спортивная метрология нужна для работы специалиста в области педагогической и тренерской деятельности во всех видах образовательных учреждений, в организациях и предприятиях различных форм собственности, в сборных командах по различным видам спорта.

Спортивная метрология необходима в деятельности специалистов по спортивно-оздоровительному туризму, работникам рекреационных и реабилитационных центров. Измерениями в области физической культуры и спорта пользуются и тренеры, и врачи, и преподаватели в школах и в физкультурно-оздоровительных учреждениях.

Задачи дисциплины:

Знания спортивной метрологии помогут студенту решить следующие профессиональные задачи деятельности:

  • оценить функциональное состояние человека,
  • оценить уровень развития физических качеств человека и их значение в спортивной подготовке,
  • дать качественную оценку уровню тренировочных нагрузок,
  • количественно оценить параметры и характеристики двигательных действий человека,
  • оценить средства тренировки,
  • совершенствовать средства судейства,
  • разрабатывать средства совершенствования спортивной техники.

Знания спортивной метрологии необходимы в научно-исследовательской деятельности студента по следующим проблемам:

  • исследование спортивной техники,
  • создание средств совершенствования спортивной техники,
  • прогнозирование результатов соревновательной деятельности,
  • организация контроля в реабилитации,
  • оценка возрастных и половых особенностей детей.

 

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина «Спортивная метрология» относится к естественнонаучному циклу (вариативная часть – вузовский компонент).

Перед изучением дисциплины «Спортивная метрология» студенты должны владеть знаниями, умениями и компетенциями, полученными при изучении дисциплин «Естественнонаучные основы физической культуры», «Анатомия человека» и «Информатика».

Студент должен владеть дифференциальным и интегральным исчислением, исследованием функций, знать основы механики, электротехники, уметь анализировать двигательные действия человека на базе знаний о работе суставов и мышц, участвующих в движении.

Дисциплина «Спортивная метрология» выступает в качестве пререквизита для следующих дисциплин профессионального цикла: «Биомеханика двигательной деятельности», «Теория и методика физической культуры», «Тренажеры в спорте.

 

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных: ОК-4;

б) профессиональных: ПК-28;

профиль «Спортивный менеджмент»: ППК-1.

В результате изучения дисциплины студент должен:

 

 

Знать:

  • основные перспективы развития современного оборудования и приборов для контроля и развития двигательных действий;
  • основу научно-исследовательской деятельности;
  • современные практические и научные проблемы исследовательской деятельности;
  • принципы научного анализа результатов исследований;
  • принципы использования результатов научного исследования в практике физической культуры;
  • методы качественной и количественной оценки уровней физической и технической подготовленности людей;
  • основы реабилитационной (восстановительной) деятельности.

Уметь:

  • применять современное оборудование и приборы для решения задач в области физической культуры, спорта и здоровья;
  • формулировать требования к современному оборудованию и приборам для решения задач в области физической культуры, спорта и здоровья;
  • правильно интерпретировать результаты применения современного оборудования и приборов для контроля за физиологическим состоянием и двигательной деятельностью;
  • использовать аппаратуру для измерений и оценки функционального состояния и двигательных действий человека;
  • применять методы качественной и количественной оценки уровней физической и технической подготовленности людей;
  • использовать способы статистической обработки результатов измерений и владеть их педагогической интерпретацией;
  • использовать способы обработки и анализа результатов измерений для коррекции восстановительных воздействий;
  • проводить научный анализ результатов исследований;
  • использовать результаты научных исследований в практике физической культуры.

Владеть:

  • арсеналом возможностей аппаратуры для измерений и оценки функционального состояния и двигательных действий человека;
  • профессиональными навыками для формирования технических условий к современному оборудованию и приборам для решения задач в области физической культуры, спорта и здоровья;
  • опытом критического осмысления для правильного выбора современного оборудования и приборов при решении задач в области физической культуры, спорта и здоровья;
  • высокой компетентностью для формирования требований к используемому современному оборудованию и приборам для решения задач в области физической культуры, спорта и здоровья;
  • методами качественной и количественной оценки уровней физической и технической подготовленности людей;
  • методами измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности и психического состояния;
  • методами коррекции восстановительной (реабилитационной) деятельности.
  • способностями проводить научный анализ результатов исследований;
  • возможностями использовать результаты научных исследований в практике физической культуры.
 

 

1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

Виды учебной работы

Всего часов/

зачётных единиц

Семестры

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

36

 

36

 

 

В том числе

 

 

 

 

 

Лекции

14

 

14

 

 

Практические занятия (ПЗ)

22

 

22

 

 

Семинары (С)

 

 

 

 

 

Лабораторные работы (ЛР)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (всего)

36

 

36

 

 

В том числе

 

 

 

 

 

Курсовой проект (работа)

 

 

 

 

 

Расчётно-графические работы

19

 

19

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

Подготовка к ТК и РК

17

 

17

 

 

Вид промежуточной аттестации – зачет

 

 

+

 

 

Общая

трудоемкость

часы

72

 

72

 

 

зачетные единицы

2

 

2

 

 

 

 

1.5. Содержание дисциплины

 

1.5.1. Содержание разделов дисциплины

 

 

п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1

Основные элементы теорий измерений, тестов, оценок и квалиметрии

Тема №1. Предмет и структура спортивной метрологии. Измерение физических величин и качественных показателей.

Тема №2. Тестирование состояния и подготовленности спортсмена. Оценка спортивных результатов и тестов.

Тема №3. Тестирование физических способностей. Оценка личного физического состояния.

2

Инструментальные методы исследования. Особенности оценки двигательных действий с использованием светорегистрирующих систем.

Тема №4. Количественные и качественные методы оценок. Два вида инструментальных методов исследования. Особенности оценки двигательных действий с использованием светорегистрирующих систем.

Тема №5. Бесконтактные методы исследования.

Тема №6. Метрологические основы судейства в спорте. Определение времени финиширования.

Тема №7. Изучение кинематических характеристик движения по промеру.

3

Методы и методики измерения физических способностей с использованием датчиков

Тема №8. Элементы контрольно-измерительных систем. Методы оценки физического состояния и двигательных действий с использованием датчиков.

Тема №9. Физические способности. Способы их оценки и измерения.

 

 

1.5.2. Распределение изучаемых тем по видам занятий

 

 

Тема

Лекции

Семинары

ПЗ

ЛР

СРС (час)

Всего часов

№1. Предмет и структура спортивной метрологии. Измерение физических величин и качественных показателей.*

2

 

 

 

 

2

№2. Тестирование состояния и подготовленности спортсмена. Оценка спортивных результатов и тестов.*

2

 

 

 

 

2

№3. Тестирование физических способностей, Оценка личного физического состояния.

 

 

2

 

4

6

№4. Количественные и качественные методы оценок. Два вида инструментальных методов исследования. Особенности оценки двигательных действий с использованием светорегистрирующих систем.

2

 

 

 

 

2

№5. Бесконтактные методы исследования.

2

 

2

 

2

6

№6. Метрологические основы судейства. Определение времени финиширования.

 

 

2

 

3

5

№7.1. Изучение кинематических характеристик движения по промеру (часть 1: расчет кинематических характеристик).

 

 

2

 

6

10

№7.2. Изучение кинематических характеристик движения по промеру (часть 2: построение графиков).

 

 

2

 

№8. Элементы контрольно-измерительных систем. Методы оценки физического состояния и двигательных действий с использованием датчиков.

2

 

 

 

 

2

№9.1. Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 1: «Оценка качества быстроты»).

2

 

2

 

21

37

№9.2. Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 2: «Оценка скоростно-силовых способностей»).

 

 

2

№9.3. Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 3: «Оценка силовых качеств»).

 

 

2

№9.4. Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 4: «Измерение линейных ускорений»).

2

 

2

№9.5. Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 5: «Оценка гибкости»).

 

 

2

№9.6. Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 6: «Оценка координационных способностей»).

 

 

2

Итого:

14

-

22

-

36

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Изучение темы предполагается как с использованием традиционных форм обучения (лекции), так и дистанционных образовательных технологий.

 

1.5.2.1. Название разделов

 

Раздел №1. Основные элементы теорий измерений, тестов, оценок и квалиметрии (10 часов).

Раздел №2. Инструментальные методы исследования. Особенности оценки двигательных действий с использованием светорегистрирующих систем (23 часа).

Раздел №3. Методы и методики измерения физических способностей с использованием датчиков (39 часов).

Три раздела включают 9 тем:

Тема №1. Предмет и структура спортивной метрологии. Измерение физических величин и качественных показателей.

Тема №2. Тестирование состояния и подготовленности спортсмена. Оценка спортивных результатов и тестов.

Тема №3. Тестирование физических способностей. Оценка личного физического состояния.

Тема №4. Количественные и качественные методы оценок. Два вида инструментальных методов исследования. Особенности оценки двигательных действий с использованием светорегистрирующих систем.

Тема №5. Бесконтактные методы исследования.

Тема №6. Метрологические основы судейства в спорте. Определение времени финиширования.

Тема №7. Изучение кинематических характеристик движения по промеру.

Тема №8. Элементы контрольно-измерительных систем. Методы оценки физического состояния и двигательных действий с использованием датчиков.

Тема №9. Физические способности. Способы их оценки и измерения.

 

1.5.2.2. Лекции (14 аудиторных часов)

 

 

лекции

Тема и краткое содержание лекций

Кол-во часов

1

Предмет и структура спортивной метрологии. Измерение физических величин и качественных показателей.

Предмет спортивной метрологии. Структура спортивной метрологии. Элементы системы измерения физических величин. Виды измерений. Единицы измерений. Шкалы измерений. Точность измерений. Средства измерений. Единство измерений. Элементы системы измерения качественных показателей. Виды качественных показателей. Измерения методом экспертных оценок.

2

2

Тестирование состояния и подготовленности спортсмена. Оценка спортивных результатов и тестов.

Тестирование как косвенное измерение. Виды двигательных тестов. Метрологические требования к тестам. Процедура оценивания. Виды и шкалы оценок. Нормы как основа классификации. Пригодность норм.

2

3

Количественные и качественные методы оценок. Два вида инструментальных методов исследования. Особенности оценки двигательных действий с использованием светорегистрирующих систем.

Контактные и бесконтактные методы оценки двигательных действий: достоинства и недостатки, область применения, способы реализации. Задачи бесконтактных методов: протоколирование, метрологическая регистрация. Зрительный образ, статистический и динамический. Острота зрения. Разновидности светочувствительных систем (материалов): с фиксацией и без фиксации изображения. Закономерности создания оптического изображения и особенности спортивной съемки.

2

4

Бесконтактные методы исследования.

Художественное и метрологическое качества получаемой зрительной информации. Процесс съемки. Решение метрологических задач при съемке быстрых спортивных движений: особенности аппаратуры. Восстановление зарегистрированного спортивного действия – создание иллюзии движения. Частота съемки. Специальные виды съемки в спортивной практике. Биомеханический анализ выполнения спортивных движений (по материалам светорегистрации). Системы компьютерной обработки изображений.

2

5

Элементы контрольно-измерительных систем. Методы оценки физического состояния и двигательных действий с использованием датчиков.

Виды измерительных систем и их особенности. Общая схема измерительной системы. Требования, предъявляемые к элементам схемы.

2

6

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 1).

Спортивное мастерство и физические способности. Структура физических способностей. Способы измерения и оценки быстроты и силовых качеств.

2

7

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 2).

Способы измерения и оценки скоростно-силовых способностей,  выносливости, гибкости и координации.

2

 

 

1.5.2.3. Семинары – не предусмотрено.

 

1.5.2.4. Для теоретических дисциплин

 

Практические занятия (22 аудиторных часа)

 

 

занятия

Тема и краткое содержание занятия

Кол-во часов

1

Тестирование физических способностей. Оценка личного физического состояния. (Контрольное задание «Оценка личного физического состояния»).*

Тесты, нормы и шкалы оценок для определения состояния и результатов спортивной деятельности. Батарея тестов. Измерение личных физиологических параметров и физических способностей. Оценивание результатов тестирования в баллах и представление их в графической форме.

2

2

Бесконтактные методы исследования.

«Регистрирующие системы. Статический и динамический зрительный образы. Специальные виды съемки».

Оптическое изображение и зрительный образ: способы получения и возможные технические решения. Проблема съемки быстрых спортивных движений и особенности конструкции аппаратуры. Покадровая, прерывистая передача «движения», серийная съемка и полноценность информации. Возможности компьютерной обработки видеоизображений. Специальные виды съемки: стробоскопическая и циклографическая.

2

3

Метрологические основы судейства. Определение времени финиширования. (Практическая работа «Фотофиниш»).*

Оценивание спортивного результата, подбор экспертов, использование инструментальных методов измерения в судействе соревнований. Определение времени по фотофинишу.

ТК №1. Проверка правильности и самостоятельности определения времени финиширования по фактическим материалам.

Опрос по способам тестового контроля. Проверка и собеседование по материалам контрольного задания «Оценка личного физического состояния».

2

4

Изучение кинематических характеристик движения по промеру (часть 1). (Практическая работа «Промер»).

Способ выполнения промера. Расчет кинематических характеристик движения для дальнейшего биомеханического анализа движений. Определение координат характерной точки.

2

5

Изучение кинематических характеристик движения по промеру (часть 2). (Практическая работа «Промер»).

Расчет скоростей и ускорений. Построение графиков.

ТК №2. Проверка и опрос по способам определения кинематических характеристик движения по промеру спортивного движения.

РК №1. Контроль знаний в нетестовой форме по пройденным темам.

2

6

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 1). (Практическая работа «Оценка качества быстроты»).*

Определение временных параметров ходьбы и бега. Ритм и темп движений. Принцип действия и особенности замыкающих датчиков. Линии связи.

2

7

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 2). (Практическая работа «Оценка скоростно-силовых способностей»).

Определение высоты прыжка вверх с места. Прямые и косвенные методы определения высоты прыжка. Прыжковая выносливость.

2

8

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 3). (Практическая работа «Оценка силовых качеств»).*

Способы измерения силы. Электронные силоизмерительные системы. Определение величины тяговых усилий. Расчет градиента силы.

ТК №3. Проверка правильности выполнения практических работ «Оценка качества быстроты» и «Оценка скоростно-силовых способностей». Опрос по способам определения количественных характеристик рассматриваемых действий.

2

9

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 4). (Практическая работа «Измерение линейных ускорений»).

Прямой и расчетный метод измерения ускорений. Датчики-акселерометры. Анализ акселерограмм. Фазы разгона и торможения.

2

10

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 5). (Практическая работа «Оценка гибкости»).*

Прямой и косвенный способы измерения углов. Угломерный датчик, конструкция и принцип действия. Анализ гониограмм. Расчет угловой скорости.

ТК №4. Проверка правильности выполнения практических работ «Оценка силовых качеств» и «Измерение линейных ускорений». Опрос по способам определения характеристик.

2

11

Физические способности. Способы их оценки и измерения (часть 6). (Практическая работа «Оценка координационных способностей»).

Определение координационных способностей тестом на устойчивость и оценка тонких координационных механизмов. Стабилометрия и треморометрия. Тренажерно-анализаторная система «ТАРИУС».

ТК №5. Проверка правильности выполнения практической работы «Оценка качества гибкости». Опрос по способам определения рассматриваемых характеристик.

2

 

* Изучение темы предполагается как с использованием традиционных форм обучения (практические занятия), так и дистанционных образовательных технологий.

 

1.5.2.5. Лабораторные работы – не предусмотрено.

 

1.5.2.6. Самостоятельная работа студента (36 часов)

 

 

темы

занятия

Тема и краткое содержание

Кол-во часов

3

1

Выполнение контрольного задания по оценке личного физического состояния.

Непосредственное измерение личных физиологических параметров и физических качеств. Представление результатов в графической форме. Выводы по оценке физического состояния и развитию отдельных качеств (расчетно-графические работы)

2

3

2

Шкалы, оценки и нормы в спортивных измерениях.

Изучаемый материал используется для подготовки к опросу по ТК №1.

2

5

3

Бесконтактные методы измерения Достоинства, недостатки, аппаратурное и методическое обеспечение.

Изучаемый материал используется для подготовки к ТК №1.

2

6

4

Определение времени финиширования по экспериментальным данным.

Справочные материалы для выполнения практической работы «Фотофиниш» (расчетно-графические работы).

1

6

5

Метрологические основы контроля за соревновательной деятельностью. Фотофиниш.

Изучаемый материал используется для подготовки к ТК №1 и РК №1.

2

7

6

Расчет пространственно-временных характеристик движения по результатам выполненного промера (расчетно-графические работы).

2

7

7

Построение графиков скорости и ускорения по результатам расчетов (расчетно-графические работы).

2

7

8

Определение кинематических характеристик по материалам светорегистрации. Автоматизированные компьютерные системы контроля в спорте.

Изучаемый материал используется для подготовки к опросу по ТК №2 и РК №1.

2

9

9

Оценка качества быстроты. Определение временных параметров ходьбы и бега по экспериментальной хронограмме.

Справочные материалы для выполнения практической работы «Оценка быстроты» (расчетно-графические работы).

2

9

10

Оценка скоростно-силовых способностей спортсмена. Определение высоты прыжка вверх с места по экспериментальным материалам.

Справочные материалы для выполнения практической работы «Оценка скоростно-силовых способностей» (расчетно-графические работы).

2

9

11

Скоростная и скоростно-силовая подготовка в спортивной тренировке.

Изучаемый материал используется для подготовки к ТК №3.

2

9

12

Определение времени и величины тягового усилия в лабораторной работе №5 «Оценка силовых качеств».

Справочные материалы для выполнения практической работы «Оценка силовых качеств» и (расчетно-графические работы).

3

9

13

Определение пространственно-временных характеристик поступательного движения по экспериментальной акселерограмме.

Справочные материалы для выполнения практической работы «Измерение линейного ускорения» и (расчетно-графические работы).

3

9

14

Силовая подготовка в спортивной тренировке.

Подготовка к опросу по ТК №4.

2

9

15

Косвенное измерение силовых способностей по значению развиваемых ускорений.

Подготовка к опросу по ТК №4.

2

9

16

Определение угловых кинематических характеристик в практической работе «Оценка гибкости».

Справочные материалы для выполнения практической работы «Оценка гибкости» (расчетно-графические работы).

2

9

17

Способы измерения качества регуляции позы при оценке координационных способностей. Неподвижная и качающаяся системы стабилометрических площадок.

Подготовка к опросу по ТК №5.

1

9

18

Развитие гибкости в спортивной тренировке.

Подготовка к опросу по ТК №5.

2

 

 

1.5.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

 

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1

Биомеханика двигательной деятельности

+

+

+

2

Теория и методика физической культуры

+

+

+

3

Тренажеры в спорте

+

+

+

 

 

1.6. Образовательные технологии, реализуемые в учебном процессе

 

Программа обучения предполагает использование традиционных и Интерактивных технологий: проведение лекций и практических занятий при активном участии студентов. На всех занятиях используются мультимедийные технологии обучения.

Программа обучения адаптирована для студентов с индивидуальным графиком посещения занятий и находящихся длительное время на соревнованиях и сборах. В этом случае предполагается использование технологий программированного и дистанционного обучения. Весь необходимый учебный материал для дистанционного изучения соответствующих тем представлен на сайте www.tsipin.ru. В учебном пособии «Практикум по спортивной метрологии» включены все разделы, необходимые для самостоятельной работы студентов с подробными инструкциями и рекомендациями.

Программа предполагает использование адресных технологий обучения, позволяющих проводить занятия с учетом специфики различных спортивных специализаций и с учетом разного уровня подготовленности студентов.

 

1.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

а) Основная литература

  1. Начинская С.В. Спортивная метрология: учебник. М.:– Академия, 2011. – 240 с.
  2. Биленко, А.Г. Основы измерений в биомеханике физических упражнений. Теоретический курс: Учебное пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков; НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2011. – 132 с.
  3. Биленко, А.Г. Измерения в биомеханике физических упражнений. Практический курс: Учебное пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л.Л. Ципин; НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2010. – 166 с.
  4. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учебник / В.Б. Коренберг. М.: Физическая культура, 2008. — 368 с.
  5. Биленко, А.Г. Практикум по спортивной метрологии: Учебно-методическое пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л.Л. Ципин; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2006. – 118 с.

б) Дополнительная литература

  1. Биленко, А.Г. Основы спортивной метрологии: Учебное пособие / А.Г. Биленко, Л.П. Говорков; СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2005. – 138 с.
  2. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология /Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. – М., ИЦ «Академия», 2000.
  3. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие /под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта – СПб., 1999. – 324 с.
  4. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ./ под ред. В.М. Зациорского. – М., ФиС, 1982. – 256 с.

в) программное обеспечение: компьютерная программа Solid Works

г) базы данных: фото- кино- видеоматериалы, динамограммы, гониограммы, акселерограммы, хронограммы.

д) информационно-справочные и поисковые системы: сайт www.tsipin.ru, информационно-поисковая система Google, Rambler, журналы: Теория и практика физической культуры, Ученые записки НГУ им. П.Ф.Лесгафта.

 

1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

  • приборы и оборудование для определения функционального состояния и двигательных способностей человека;
  • специализированные лаборатории, компьютеризированные аудитории, технические средства обучения, мультимедийное обеспечение.

 

2.1. Методические рекомендации для преподавателей

 

При чтении курса важно придерживаться следующих принципов обучения:

  1. доступности (от простого к сложному);
  2. систематичности и последовательности в изложении физико-математических закономерностей;
  3. сознательности и активности, проявляющихся в привлечении знаний из смежных наук.

Перед проведением первого практического занятия необходимо установить индивидуальный уровень усвоения студентами соответствующих разделов курсов физики и математики для необходимой коррекции излагаемого материала.

Студентам с индивидуальным графиком посещения занятий и предполагающих с разрешения деканата длительное отсутствие на соревнованиях и сборах указать темы для изучения с использованием дистанционных образовательных технологий, выдать номер задания и разъяснить порядок получения информации на сайте www.tsipin.ru.

Необходимо разъяснить студентам, что все выполняемые практические работы являются исходным материалом для последующего биомеханического анализа.

Указать студентам, что все количественные измерения, получаемые в результате выполнения практических работ, направлены на оценку физиологического состояния спортсмена и результат его спортивной деятельности.

При оформлении отчетов о проделанных лабораторных работах обратить внимание студентов на соблюдение правил округления при выполнении математических действий. Проводя анализ экспериментальных записей, преподаватель должен указать студентам местоположение координатных осей, а также научить выделять характерные точки на материалах регистрации, определяющие узловые моменты выполняемого движения в конкретном виде спорта.

Целесообразно уделить внимание операциям тарировки и калибровки измерительных систем при метрологических исследованиях.

Преподаватель должен обратить внимание на то, что все экспериментальные записи могут быть использованы для оценки техники выполнения спортивного движения путем визуального качественного сравнения с эталонной записью.

При выполнении лабораторных работ «Оценка скоростно-силовых способностей» и «Оценка силовых качеств» и достижении высокой повторяемости результатов отдельных попыток следует связывать эти качества с координационными способностями спортсмена.

При выполнении лабораторной работы «Оценка силовых качеств» следует связывать полученные результаты по измерению тягового усилия каждым студентом с его способностями по воспроизведению заданного значения силы тяги через определенный интервал времени.

 

2.2. Методические указания для студентов по самостоятельной работе

 

При выполнении практических работ студенты обязаны выражать измеряемые параметры в стандартной системе единиц, графические материалы представлять на стандартных бланках или на миллиметровой бумаге, мотивированно формулировать выводы.

При выполнении контрольного задания по оценке личного физического состояния ответственно подойти к проведению необходимых тестов и измерений. В противном случае результат оценки окажется не объективным.

При построении профиля физического состояния студенты должны уметь анализировать развитие своих тестируемых качеств и дать рекомендацию по необходимой корректировке учебно-тренировочных занятий.

 

Критерии оценивания всех видов контроля

 

Критерии оценивания направлены на определение уровня сформированности компетенции и в зависимости от конкретной деятельности позволяют ранжировать результаты обучения студента.

Постоянный контроль знаний студентов на кафедре осуществляется в виде пяти текущих (ТК) и рубежного (РК) контролей в нетестовой форме, проводимых на практических занятиях в соответствии с графиком технологической карты.

Интервал набираемых студентом баллов по текущим контролям (ТК) указан в технологической карте и определяется сложностью и значимостью знаний по тестируемой работе. Нижний предел (пороговый уровень сформированности компетенции) выставляется в случае правильного и самостоятельного выполнения практического задания. Максимальный балл по контролю (повышенный уровень сформированности компетенции) студент получает после проверки его теоретических знаний в виде устных вопросов. Максимальный бал может быть получен только при своевременной сдаче текущего контроля на предусмотренном программой занятии. Посещаемость каждого практического занятия оценивается в 0,5 балла.

ТК №1. Проверка правильности и самостоятельности выполнения контрольного задания «Оценка личного физического состояния». Контролируется умение студента устанавливать взаимосвязь между полученными фактическими и должными значениями различных показателей и тестов и способность давать педагогическую интерпретацию результатам исследования. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 2,0 балла, а каждый правильный ответ на пять коротких вопроса по теме занятия приносит по 1 баллу, что позволяет набрать максимально 7 баллов.

ТК №2. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практических работ «Фотофиниш» и «Промер спортивного движения». Контролируется умение студента проводить научный анализ результатов исследований и способность к анализу двигательной деятельности. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 4 балла, а каждый правильный ответ на три вопроса приносит по 2 балла, что позволяет набрать максимально 10 баллов.

ТК №3. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практических работ «Оценка качества быстроты» и «Оценка скоростно-силовых способностей». Контролируется умение студента формулировать принципы научного анализа результатов практических работ. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 4 балла, а каждый правильный ответ на три вопроса приносит по 2 балла, что позволяет набрать максимально 10 баллов.

ТК №4. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практической работ «Оценка качества силы» и «Измерение линейных ускорений». Контролируется умение студента прогнозировать влияние результатов исследований на эффективность практической деятельности. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 4 балла, а каждый правильный ответ на три вопроса по теме занятия приносит по 2 балла, что позволяет набрать максимально 10 баллов.

ТК №5. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практической работы «Оценка гибкости» и активное ознакомление с методиками для «Оценки координационных способностей». Контролируется умение студента использовать результаты практической работы в практике физической культуры. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 1,5 балла, а каждый правильный ответ на пять коротких вопроса по теме занятия приносит по 1 баллу, что позволяет набрать максимально 7,5 баллов.

РК в нетестовой форме. На этом контроле проверяется умение студента формулировать принципы научного анализа результатов практических работ, а также давать педагогическую интерпретацию результатам измерений. Студенту предлагается по экспериментальным материалам определить время финиширования двух (по указанию преподавателя) велосипедистов. Кроме того, каждый студент рассчитывает только для одной координаты средние значения скоростей и среднее ускорение для трех поз по промеру, с известными масштабом и частотой кадров съемки (по указанию преподавателя). В результате выполнения заданий студент получает пять цифр: каждый правильный ответ дает оценку в 2 балла (нижний предел). Интервал, получаемых за это задание баллов: от 2-х до, соответственно, 10, что является верхним пределом оценивания.

Все текущего контроли и рубежный контроль в не тестовой форме в соответствии со стандартом НГУ им. П.Ф. Лесгафта СУ-П-08-01 (п. 2.1.5.5, 2.1.5.6) не пересдаются. Срок сдачи всех видов контролей устанавливается технологической картой. Как исключение, студентам разрешается сдавать эти контроли в течение всей календарной недели, на которую приходится данная форма отчетности. После установленного срока студенты, пропустившие указанные виды контроля, получают за него нулевой балл. В иные сроки сдача контролей возможна только в виде исключения с разрешения деканата факультета.

Студенты, набравшие не менее 50 баллов по всем видам контроля, получают оценку «зачет». Студенты, набравшие от 20 до 50 баллов, сдают промежуточный контроль (ПК) по билетам в виде зачета, что позволяет им добрать недостающие баллы. В каждом билете предлагается три вопроса из перечня объемных требований, которые включают материал лекционных и практических занятий.

Студенты, набравшие менее 50 баллов после всех видов контроля, получают оценку «незачет».

Особыми условиями в соответствии со стандартом НГУ им. П.Ф. Лесгафта СУ-П-08-01 (п. 2.1.5.4), которые отражены в технологической карте, считать следующее: студенты, не сдавшие 4 и более текущих и рубежных контролей, считаются не аттестованными и получают оценку «незачет».

 

Объемные требования (для зачета)

 

  1. Спортивная метрология как наука. Особенности, цели и задачи.
  2. Структура предмета спортивная метрология. Объективные и субъективные особенности измерений.
  3. Элементы теории измерений: три составные части теории.
  4. Элементы теории измерений: шкалы и их разновидности.
  5. Элементы теории измерений: единицы измерений, точность измерений.
  6. Элементы теории тестов: тесты, понятие тестов, их разновидности.
  7. Элементы теории тестов: требования, предъявляемые к тестам.
  8. Элементы теории тестов: батарея тестов. Оценка личного физического состояния.
  9. Элементы теории тестов: характеристики тестов. Надежность, информативность тестов.
  10. Элементы теории оценок: два виды оценок спортивного результата.
  11. Элементы теории оценок. Оценка соревновательной деятельности в различных видах спорта.
  12. Элементы теории оценок. Оценка квалификационного результата.
  13. Элементы теории оценок: нормы, разряды, возрастные нормы.
  14. Квалиметрия: основные понятия. Разновидности квалиметрических оценок.
  15. Квалиметрия: основные положения (постулаты).
  16. Составные части спортивного мастерства. Физические качества.
  17. Оценка качества силы: определение, способы измерения.
  18. Оценка качества силы: два вида динамометрических систем.
  19. Оценка качества силы: градиент силы, интегральный показатель силы.
  20. Оценка качества силы: максимальное и мгновенное значение.
  21. Оценка быстроты. Контроль за временем реакции. Реакции простые и сложные.
  22. Оценка быстроты. Способы измерения быстроты.
  23. Оценка быстроты: измерение скорости движения.
  24. Оценка скоростно-силовых способностей: разновидности используемых тестов.
  25. Графические способы представления оценки физического состояния: гистограмма и профиль.
  26. Оценка качества выносливости: силовая, общая. Способы оценки.
  27. Оценка качества гибкости: виды гибкости, понятие ДАГ. Способы оценки.
  28. Оценка координационных способностей: способы измерения.
  29. Судейство в различных видах спорта. Объективность и субъективность.
  30. Фотофиниш: решаемые задачи.
  31. Фотофиниш: определение времени финиширования.
  32. Бесконтактный метод оценки состояния и двигательных действий спортсмена: задачи, особенности и область применения.
  33. Бесконтактные методы, используемые для оценки кинематических характеристик движения. Параметры времени и перемещения, определяемые по материалам светорегистрации.
  34. Бесконтактный метод. Протоколирование событий.
  35. Бесконтактный метод: достоинства и недостатки.
  36. Бесконтактный метод: оценка временных характеристик движения.
  37. Бесконтактный метод: оценка пространственных характеристик движения.
  38. Бесконтактный метод: оценка пространственно-временных характеристик движения.
  39. Съемка спортивных событий и действий. Цели, задачи, особенности съемки.
  40. Съемка двигательных действий. Иллюзия движения. Особые условия “восстановления” движения.
  41. Съемка быстрых движений. Полноценность зрительной информации.  Выбор частоты съемки.
  42. Специальные виды светорегистрации. Стробоскопическая съемка, условия проведения, использование в спортивной практике.
  43. Специальные виды светорегистрации. Циклографическая съемка, условия проведения, использование при оценке двигательных действий.
  44. Определение временных интервалов по стробо- и циклограмме.
  45. Съемка быстрых движений. Импульсные источники света.
  46. Особенности режимов TV съемки и видеопоказа в учебно-тренировочной работе. Определение времени по TV материалам.
  47. Кино-, видеограмма, кино-, видеокольцовка. Использование при оценке физических упражнений и в спортивной практике.
  48. Две проблемы регистрации быстрых двигательных действий.
  49. Промер спортивного движения: способы выполнения, особенности.
  50. Промер двигательного действия: расчет пространственно-временных характеристик.
  51. Промер двигательного действия: определение временных параметров.
  52. Промер двигательного действия: определение пространственных параметров.
  53. Оценка качества гибкости бесконтактным методом. Условия проведения. Характеристики вращательного движения.
  54. Определение угловых кинематических характеристик бесконтактным методом. Угловые и временные параметры.
  55. Оценка скоростно-силовых способностей бесконтактным методом. Условия измерения.
  56. Оценка быстроты бесконтактным методом. Определение временных параметров. Условия измерения.
  57. Контактные методы оценки состояния и двигательных действий человека. Задачи, особенности и область применения.
  58. Контактные методы оценки состояния и двигательных действий человека в сравнении с бесконтактными. Достоинства и недостатки.
  59. Преобразование измеряемого параметра в электрическую форму. Достоинства и недостатки.
  60. Общая схема измерительной системы, ее элементы. Особенности измерений двигательных действий.
  61. Оценка состояния и двигательных действий человека с использованием датчиков-преобразователей. Группы и типы датчиков.
  62. Линии связи в спортивных измерениях. Виды, особенности и область применения.
  63. Регистраторы-самописцы в спортивных измерениях: назначение, основные функции, виды.
  64. Регистраторы-самописцы в спортивных измерениях: измерение временных параметров.
  65. Оценка состояния спортсмена с помощью датчиков-электродов. Виды, назначение, способ применения.
  66. Пьезодатчик, конструкция и использование в измерениях двигательных действий.
  67. Тензодатчик, конструкция и использование в измерениях двигательных действий.
  68. Датчики особой группы. Разновидности, использование в измерениях двигательных действий.
  69. Оценка быстроты с помощью датчиков-преобразователей. Конструкция стельки для измерения длительностей фаз движения.
  70. Хронограмма ходьбы и бега. Способы получения. Анализ хронограмм.
  71. Хронограмма ходьбы и бега: временные параметры движения.
  72. Оценка скоростно-силовых способностей с помощью замыкающих датчиков. Конструкция датчика фаз прыжка.
  73. Оценка скоростно-силовых способностей. Вариативность прыжков в зависимости от техники их выполнения.
  74. Оценка качества гибкости с помощью угломерных датчиков. Конструкция. Разновидности.
  75. Оценка качества гибкости. Гониограмма. Способ получения. Анализ.
  76. Определение кинематических характеристик вращательного движения по гониограмме. Угловая скорость.
  77. Оценка силовых качеств с помощью тензодатчиков. Способ измерения.
  78. Силоизмерительные элементы в спортивных исследованиях. Назначение, характеристики, разновидности. Закон Гука.
  79. Оценка силовых качеств. Тензодинамограмма. Способ получения. Анализ. Градиент силы.
  80. Оценка координационных способностей. Стабилометрия, параметры качества регуляции позы.
  81. Оценка координационных способностей. Треморометрия.
  82. Определение линейного ускорения с помощью датчиков-акселерометров. Конструкция, способ измерения.
  83. Определение линейного ускорения движения с помощью тензодатчиков. Акселерограмма. Способ получения. Анализ.
  84. Оценка скоростно-силовых способностей контактным методом. Прыжковая выносливость и способы ее оценки.

 

Глоссарий основных понятий дисциплины

 

Адекватность – приравнивание, соответствие.

Акселерация – ускоренное, раннее развитие.

Акселерометр – измеритель ускорений.

Алгоритм – строго определенная последовательность действий.

Амперметр – прибор для измерения силы электрического тока.

Аудиосредства – системы звукозаписи и звуковоспроизведения.

Балансировка – операция, в результате которой производится установка нуля.

Баллы – условная единица измерения, используемая при отсутствии физических единиц.

Балка – конструктивный элемент в виде бруска, имеющий 2 опоры по краям.

Батарея тестов – совокупность тестов, предназначенных для тестирования.

Бесконтактные методы – измерения, проводимые с использованием средств светорегистрации.

Биотоки – электрические токи, возникающие в живой системе.

Валидность – пригодность, соответствие требованиям.

Вариативность – изменчивость значений параметра.

Визуальные методы – основанные на зрительной информации.

Возрастные нормы – предназначенные для людей определенной возрастной группы.

Гетерогенный – зависящий от нескольких факторов.

Гомогенный – зависящий от одного фактора.

Гониометрия – измерение углов.

Датчик – чувствительный элемент измерительной цепи.

Датчик-преобразователь – преобразователь неэлектрических параметров в электрические.

Диафрагма – устройство в объективе, изменяющее его входное отверстие.

Динамометрия – измерение силовых взаимодействий.

Добротность теста – характеристика, включающая информативность и надежность.

Измерение – процесс получения количественной информации.

Инструментальный контроль – осуществляемый с применением измерительных и регистрирующих приборов.

Информативность теста – это степень пригодности теста для измерения данного качества.

Кадр – одиночное изображение снимаемого объекта.

Калибровка – определение цены деления шкалы прибора.

Квалиметрия – количественная оценка качественных характеристик.

Кинематика – раздел механики, изучающий движение.

Кинескоп – средство отображения электронного сигнала.

Кинограмма – совокупность фотоизображений с последовательных кадров кинопленки.

Киносъемка – процесс регистрации последовательных фотоизображений.

Консоль – силоизмерительный элемент в виде балки с закрепленным одним концом.

Контактные методы – измерения, основанные на использовании датчиков.

Контроль в спорте – регулярные оценки состояния и действий спортсмена.

Координата – кратчайшее расстояние от точки до координатной оси.

Линия связи – способ передачи информации.

Маркер – отметка на объекте при светорегистрации.

Метрология – наука об измерениях.

Миография (ЭМГ) – измерение электрической активности скелетных мышц.

Надежность теста – степень совпадения результатов тестирования при повторном измерении.

Нормы – установленные среднестатистические показатели.

Обтюратор – тип затвора, использующий циклический принцип действий.

Объектив – система линз в оптических приборах.

Общий центр тяжести (ОЦТ) – геометрическая точка, к которой приложена равнодействующая сил тяжести данного тела.

Омметр – прибор для измерения электрического сопротивления.

Органолептические измерения – основанные на использовании органов чувств.

Оценка – результат процедуры оценивания.

Параметр – конкретное значение физической величины.

Поза – взаимное расположение звеньев тела.

Потенциометр – переменное сопротивление.

Промер – процесс прорисовки последовательных положений точек тела относительно выбранной системы отсчета.

Пульсометрия – измерение параметров пульсовой волны.

Радиотелеметрия – измерение на расстоянии с передачей сигнала по радиоканалу.

Разрешающая способность светочувствительных материалов – количество элементов изображения, приходящихся на единицу площади.

Реверс – возвратное движение.

Регистратор – прибор для записи результатов измерения.

Резистор – синоним сопротивления как элемента электрической цепи.

Ретест – повторное выполнение теста.

Ритм – соотношение времени фаз внутри цикла.

Самописец – регистрирующий прибор, обеспечивающий запись входных электрических сигналов, как функции времени.

Светоизлучатель – осветительный прибор, создающий узкий направленный луч.

Светоприемник – электронный датчик, улавливающий свет поток.

Сила механическая – механическая характеристика, вызывающая ускорение и деформацию.

Сила мышц – сила тяги мышц.

Синхронизация – взаимосвязывание нужным образом по времени.

Система единиц – необходимая и достаточная совокупность физических величин для описания внешнего мира.

Сканирование – последовательный опрос всей совокупности данных.

Спидография – запись мгновенного значения скорости.

Спидометрия – измерение мгновенного значения скорости.

Стабилометрия – методика исследования вертикальной устойчивости тела.

Стандарты – обязательные к выполнению правила, нормы, характеристики.

Стробоскопия – метод дискретизации движений (отображение непрерывных движений в прерывистой форме).

Тарировка – определение «цены» деления шкалы прибора.

Телеметрия – передача измерительной информации на расстояния.

Тело отсчета – материальное тело, с которым связана система отсчета.

Темп – количество повторяемых движений в единицу времени.

Тензодинамометрия – методика измерения усилий с помощью тензодатчиков.

Тензометрия – измерительная методика, основанная на использовании тензосопротивлений (тензорезисторов).

Траектория – геометрическое место определенной точки, занимаемое ею в пространстве при движении.

Тремор – дрожание конечностей, пальцев, головы, век.

Упругость – способность тела восстанавливать свою форму после воздействия неразрушающей деформации.

Фаза движения – время выполнения законченной части движения.

Физические качества – отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Фоторезистор – полупроводниковый датчик, изменяющий свое сопротивление в зависимости от освещенности.

Фотоэлемент – полупроводниковый датчик, вырабатывающий электрическую энергию в зависимости от освещенности.

Хронометрия – методика измерения временных характеристик.

Цикл движений – серийно повторяющаяся система движений.

Циклограмма – изображение траектории движения точки тела в пространстве.

Частота – количество повторений циклов в единицу времени.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) – измеряется количеством сокращений (ударов сердца) в минуту.

Шкалы измерений – упорядоченная совокупность числовых значений измеряемой величины, различают шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений.

Эвристическая оценка – основана на интуиции, умозаключениях и впечатлениях.

Эксперт – использует для оценки эвристические методы.

Экспресс-оценка – быстрая, немедленная обработка поступающей информации.

Электрокардиография — методика изучения работы сердца.

Электромиография – методика изучения работы скелетных мышц.

Электроэнцефалография – методика изучения работы головного мозга.

Эмпирический – полученный практическим, опытным путем.

Эргономика – наука об организации трудовых процессов.

Эталон – образцовая мера, образец для сравнения.

 

Технологическая карта дисциплины

 

 

I курс II семестр                                                                                (на 2013/2014 учебный год)

 

Базовый модуль

№ занятия

Посещаемость

(баллы)

Содержание занятий и виды контроля

Количество

баллов

Накопленная «стоимость»

min/max (баллы)

Самостоятельная

работа

(часы)

1

 

Лекция №1. «Спортивная метрология как учебная и научная дисциплина, цели и задачи курса»

 

0,0

 

2

 

Лекция №2. «Основные элементы теорий измерений, тестов, оценок и квалиметрии»

 

0,0

 

3

0,5

ПЗ №1. Контрольное задание №1. «Оценка личного физического состояния»

 

0,5/05

4

4

 

Лекция №3. «Инструментальные методы исследования. Оценка двигательных действий с использованием светорегистрации»

 

0,5/05

 

5

 

Лекция №4. «Бесконтактные методы исследования»

 

0,5/05

 

6

0,5

ПЗ №2. «Регистрирующие системы. Статический и динамический зрительный образы. Спец. виды съемки»

 

1,0/1,0

2

7

 

Лекция №5. «Элементы контрольно-измерительных систем. Методы оценки с использованием датчиков»

 

1,0/1,0

 

8

 

Лекция №6. «Физические способности. Способы оценки и измерения» (1-ая часть)

 

1,0/1,0

 

9

0,5

ПЗ №3. Выполнение практ. раб. №1. «Фотофиниш»

Проверка и опрос по к/з №1. (ТК №1)

2,0/7,0

3,5/8,5

3

10

 

Лекция №7. «Физические способности. Способы оценки и измерения» (2-ая часть)

 

3,5/8,5

 

11

0,5

ПЗ №4. Выполнение практ. раб. №2. «Промер»

 

4,0/9,0

4

12

0,5

ПЗ №5. Проверка и опрос по практ. работам №1, 2. (ТК №2)

4,0/10!

8,5/19,5

2

 

 

1 рубежный контроль (контрольное задание)

2,0/10!

10,5/29,5

 

13

0,5

ПЗ №6. Выполнение практ. раб. №3. «Оценка качества быстроты»

 

11,0/30,0

2

14

0,5

ПЗ №7. Выполнение практ. раб. №4. «Оценка скоростно-силовых способностей»

 

11,5/30,5

2

15

0,5

ПЗ №8. Выполнение практ. раб. №5. «Оценка силовых качеств»

Проверка и опрос по практ. раб. №3, 4. (ТК №3)

4,0/10!

16,0/41,0

5

16

0,5

ПЗ №9. Выполнение практ. раб. №6. «Измерение линейных ускорений»

 

16,5/41,5

3

17

0,5

ПЗ №10. Выполнение практ. раб. №7. «Оценка гибкости»

Проверка и опрос по практ. раб. №5, 6. (ТК №4)

4,0/10!

21,0/52,0

6

18

0,5

ПЗ №11. Выполнение практ. раб. №8. «Оценка координационных способностей»

Проверка и опрос по практ. раб. №7, 8. (ТК №5)

1,5/7,5

23,0/60,0

3

2 -рубежный контроль  (УМУ) — тестирование

5/10

28,0/70,0

 

Промежуточный контроль (ЗАЧЕТ)
22/30
50/100
 
Итоговая сумма баллов за II семестр
50/100
50/100
 
Дополнительный модуль (II семестр)

Сроки проведения
Вид деятельности
Кол-во

баллов

1
По расписанию
преподавателя
Выполнение и опрос по к/заданию №1.
4,0
2
Выполнение и опрос по практ. раб №1.
2,0
3
Выполнение и опрос по практ. раб №2.
10,0
4
Выполнение и опрос по практ. раб №3.
6,0
5
Выполнение и опрос по практ. раб №4.
6,0
6
Выполнение и опрос по практ. раб №5.
6,0
7
Выполнение и опрос по практ. раб №6.
6,0
8
Выполнение и опрос по практ. раб №7.
6,0
9
Выполнение и опрос по практ. раб №8.
4,0
 

 Особые условия:

- срок сдачи текущих и рубежных контролей устанавливается в течение всей календарной недели, на которую приходится данная форма отчетности;

- студенты, не сдавшие 4 и более текущих и рубежных контролей, считаются не аттестованными и получают оценку «незачет».