Спортивная метрология — лекция 3

 
<- Лекция 2 Лекция 4 ->

 

ЛЕКЦИЯ 3

ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (КВАЛИМЕТРИЯ)

 

Качественными называются показатели, не имеющие определенных единиц измерения. В гимнастике, фигурном катании, синхронном плавании к таким показателям относятся артистичность и выразительность; в спортивных играх и единоборствах – зрелищность. Для их количественной оценки используются методы квалиметрии.

Квалиметрия (лат. qualitas – качество) – это раздел метрологии, изучающий количественные методы оценки качественных показателей.

 

1. Элементы системы измерения качественных показателей

 

В технико-эстетических видах спорта, к которым относятся спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, фристайл и другие, первостепенное значение имеет выбор как самих качественных показателей, так и адекватных методов их измерения (рис. 1).

 

 

 

 

Рис. 1. Основные элементы системы измерения качественных показателей

 

2. Виды качественных показателей

 
Виды качественных показателей охватывают различные аспекты выполнения соревновательных упражнений в технико-эстетических видах спорта. Для их общей оценки служат показатели исполнительского мастерства. Однако при высокой трудности и совершенной технике исполнения произвольных композиций на первый план выступают эстетические показатели, позволяющие качественно различить выступления спортсменов.
Эстетические показатели формируются на основе модели эстетического отношения человека к действительности. Они отражены в правилах соревнований и представляют следующие стороны исполнения упражнений:
  • состав элементов соединений (сложность, оригинальность);
  • соподчиненность элементов и их целостность (логичность частей и композиции в целом, равномерность распределения трудности элементов в композиции, отсутствие тривиальных связок и композиционных стереотипов);
  • динамичность исполнения (формирование соединений из нескольких элементов и каскадов, смена темпа выполнения элементов);
  • художественное оформление композиции (экспрессия движений – умение сочетать движения с музыкой, соответствие композиции современному стилю, артистизм – внесение в движения смысловых оттенков мимикой и жестами, художественные приемы – повторы, контраст, элементы неожиданности).

Показатели исполнительского мастерства характеризуют умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом. Уровни исполнительского мастерства соответствуют спортивным разрядам и званиям. Кроме того, имеет место понятие «высшее исполнительское мастерство».

Комплексным показателем исполнительского мастерства является красота движений. Основными составляющими красоты считаются изящность и грация. Компонентами красоты, служащими частными показателями исполнительского мастерства, являются:

  • зрелищность – способность создавать общее зрительное впечатление;
  • эффектность – впечатление от отдельных моментов выступления;
  • гармоничность – согласованность разных качеств, частей целого;
  • естественность – легкость, непринужденность, непосредственность, простота;
  • техничность – максимальная эффективность движений спортсмена, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков;
  • выразительность – способность выражать в движении мысль, чувство, настроение;
  • музыкальность – соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа и ритма произведения.

Кроме перечисленных, показателями исполнительского мастерства являются культура движений, виртуозность, точность, пластичность, элегантность, изящество и др.

3. Измерения методами экспертных оценок

 

Измерения методами экспертных оценок относятся к группе эвристических (интуитивных) методов измерения качественных показателей. Некоторые качественные показатели можно измерить также с помощью различных технических средств, но для большинства из них такие способы оценки неэффективны.

Экспертной называется оценка, полученная путем выявления мнений специалистов. Эксперт (лат. expertus – опытный) – сведущее лицо, приглашаемое для решения вопроса, требующего специальных знаний. Высококвалифицированному эксперту свойственны компетентность, беспристрастность, интуиция, широта взглядов и независимость суждений. Профессиональная компетентность эксперта определяется по степени близости его оценки к среднегрупповой и по результатам решения тестовых задач. Повышение квалификации экспертов производится путем специального обучения, тренировки и ознакомления с возможно более обширной объективной информацией по анализируемой проблеме. Во многих видах спорта экспертами являются судьи, оценивающие мастерство спортсмена (например, в гимнастике) или ход поединка (в боксе).

Существует несколько методов экспертных оценок (способов экспертизы): метод предпочтения (ранжирования), непосредственной оценки, парного сравнения, анкетирования.

Метод предпочтения является наиболее простым. Он заключается в том, что эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам в порядке ухудшения их качества. Обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается наивысший (первый) ранг. Место, занятое каждым объектом, определяется числом набранных баллов (рангов): чем меньше сумма баллов, тем выше занятое место.

Метод непосредственной оценки получил большее распространение. Оценка производится по шкале, для этого эксперты помещают каждый объект в определенный оценочный интервал.

Метод парного сравнения основан на попарном сравнении всех объектов. В каждой сравниваемой паре устанавливается наиболее весомый (имеющий более высокое качество) объект. Второй объект этой пары оценивается в ноль баллов. При использовании этого метода эксперты заполняют специальную таблицу – матрицу парных сравнений. В ней по горизонтали и по вертикали отмечаются номера объектов. На пересечении сравниваемых объектов эксперты проставляют оценку (1 или 0). Затем рассчитывается частота предпочтения каждого объекта и его балл (весомость).

Метод анкетирования наиболее полезен в случае необходимости сбора массовых мнений. Особенно его значение возросло с развитием вычислительной техники, когда анкетирование проводится в режиме диалога с компьютером. Существующие программы позволяют сразу же обработать ответы и получить окончательные результаты и выводы. Анкета представляет собой последовательный набор вопросов, по ответам на которые судят об относительной важности рассматриваемого свойства или вероятности свершения каких-либо событий. Применяется несколько вариантов анкетирования: индивидуальное и групповое, очное и заочное, персональное и анонимное. В анкету могут быть включены следующие виды вопросов:

  • открытые (не ограничивающие ответ) и закрытые (предполагающие определенные варианты ответов);
  • условные (предлагающие высказать мнение о ситуации при определенных условиях, например, «Как изменится результат волейбольного матча, если будет заменен связующий игрок?») и безусловные;
  • прямые (связанные с конкретным вариантом решения поставленных задач, например, «Каково значение прыжковых упражнений в подготовке бегунов на средние дистанции?») и косвенные (касающиеся различных аспектов решения задач).

Вопросы, включенные в анкету, должны быть лаконичны, точны и соответствовать уровню образованности отвечающих.

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Что изучает квалиметрия и каковы ее основные элементы?
  2. Какие существуют виды качественных показателей в спорте?
  3. Что такое экспертная оценка и каковы требования к экспертам?
  4. Какие существуют методы экспертных оценок?
<- Лекция 2 Лекция 4 ->