Спортивная метрология — лекция 5

 
<- Лекция 4  

 

ЛЕКЦИЯ 5

ОЦЕНКА СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ТЕСТОВ

 

Оценка – это унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частности – в тесте.

Оцениванием называется процесс определения (расчета) оценок.

Необходимость оценивания вызвана, во-первых, тем, что показанные в ходе соревнований или при тестировании результаты выражаются в разных единицах измерения (время – в с; сила – в кГ или Н; ЧСС – в уд/мин; МПК – в мл/кг∙мин и т. д.); во вторых, сами по себе результаты не указывают, какова подготовленность или состояние спортсмена (для одних результат в прыжке вверх с места 50 см может рассматриваться как очень хороший, для других – плохой). Чтобы обеспечить единый подход к определению успеха в разных испытаниях, результаты представляются в виде оценок.

 

1. Процедура оценивания

 

В общем виде процедура оценивания спортивных результатов и тестов протекает в несколько этапов. Последовательность действий при оценивании представлена на рис. 1. Собственно к оцениванию относятся последние два этапа. В некоторых случаях отдельные этапы сливаются.

 

 

 

Рис. 1. Последовательность действий при оценивании спортивных результатов и тестов

 

 

При оценке спортивных результатов первый этап (измерение) может осуществляться тремя способами:

  1. Измерением физических величин (времени бега, дальности прыжка и других величин, то есть по метрологической связи с внешней средой). Такие измерения производятся с помощью технических средств и являются в принципе объективными.
  2. По свершившемуся факту (забитому голу, засчитанному удару в боксе, уколу в фехтовании и т. д.). Имеющий место объективный факт фиксируется судьей субъективно. Например, в тяжелой атлетике поднятый вес засчитывается судьями только при полном разгибании рук и соблюдении других условий.
  3. Посредством экспертной оценки с использованием методов квалиметрии (в технико-эстетических видах спорта). Баллы за выступление выставляются судьями субъективно.

В процессе оценивания имеют место различные виды оценок, специальные шкалы и нормы, соответствующие требованиям пригодности  (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Основные элементы системы оценки спортивных результатов и тестов

 

 

Оценки спортивных результатов и тестов относятся к квалификационным оценкам. Кроме них существуют учебные оценки, выставляемые ученикам в ходе учебного процесса.

 

2. Виды и шкалы оценок

 

Виды оценок подразделяются в зависимости от способа их выражения. Это могут быть качественные характеристики («отлично – хорошо – удовлетворительно – плохо» или «зачет – незачет»), отметки (от «единицы» до «пятерки»), очки (в легкоатлетическом десятиборье, современном пятиборье, при неофициальном подсчете очков на Олимпийских играх), баллы (при тестировании физической подготовленности, по результатам выступления в акробатике, спортивных танцах и т. д.), спортивные разряды и звания (присваиваются на основе Единой всероссийской спортивной классификации).

Шкалой оценок называется закон преобразования спортивных результатов и результатов тестов в очки или баллы. Не следует путать шкалы оценок со шкалами измерений (лекция 2). Шкала оценок может быть задана в виде формулы, таблицы или графика. В спорте и физическом воспитании используется четыре типа шкал: пропорциональная, прогрессирующая, регрессирующая, сигмовидная (S-образная) (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Типы шкал оценок

 

Пропорциональная шкала характеризуется тем, что равные приросты результатов поощряются равными приростами в баллах. Эта шкала используется при подсчете очков в современном пятиборье, конькобежном спорте, биатлоне и других видах спорта. Пропорциональная шкала лежит в основе так называемой стандартной шкалы, масштабом в которой служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение.

Прогрессирующая шкала отличается тем, что чем выше спортивный результат, тем большей прибавкой очков оценивается его улучшение. Разрядные нормативы во многих видах спорта (беговых и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, плавании, тяжелой атлетике и др.) разработаны на основе прогрессирующей шкалы.

Регрессирующая шкала предполагает, что чем выше абсолютный прирост результата, тем меньше прибавка в оценке. Шкала такого типа предназначена, в основном, для стимулирования отстающих видов в отдельных многоборьях.

Сигмовидная шкала характеризуется тем, что выше всего оцениваются приросты результатов в средней зоне, а улучшение очень низких или очень высоких результатов поощряется незначительно. В спорте такая шкала не используется, но находит применение при оценке физической подготовленности (например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США).

В практике оценивания спортивных достижений существуют и другие шкалы. В частности, это – перцентильная шкала, относящаяся к сигмовидным шкалам, и шкала выбранных точек.

Перцентильная шкала построена таким образом, что каждый спортсмен из группы получает за свой результат столько очков, сколько процентов участников он опередил. Интервал этой шкалы (1% всех оцениваемых) называется перцентилем. Перцентильная шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов.

Шкала выбранных точек называется так, потому что в качестве одной точки в ней берется какой-нибудь высокий результат (например, мировой рекорд), приравненный, скажем, к 1000 очкам. В качестве другой точки берется среднее достижение группы слабо подготовленных лиц, приравненное, скажем, к 100 очкам. Эти две точки однозначно определяют прямую линию.

При выборе для оценки спортивных результатов и тестов тех или иных шкал и их масштаба следует руководствоваться следующими соображениями:

  1. Результаты, соответствующие одинаковым разрядам в разных видах спорта, должны достигаться примерно за равное время.
  2. Одинаковые квалификационные нормы в разных видах спорта должны выполняться при равных объемах нагрузок.
  3. Соотношение между количеством спортсменов, выполнивших разрядные нормы в разных видах спорта, должно быть равным.

Если спортсмены проходят испытания по комплексу (батарее) тестов, то итоговая оценка по всему комплексу выводится двумя способами:

  1. Суммируются очки, полученные по отдельным тестам, входящим в комплекс.
  2. Очки по отдельным тестам сначала умножаются на коэффициенты («веса»), различные для каждого теста, а уже потом складываются. Такая оценка называется взвешенной. Для более значимых тестов «веса» делаются высокими.

Часто результаты комплексного тестирования представляют в графической форме – в виде «профиля» физической подготовленности или физического развития спортсмена. Линии на графиках наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена.

 

3. Нормы как основа классификации

 

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов.

Есть официальные и неофициальные нормы. Официальными являются разрядные нормы Единой всероссийской спортивной классификации, нормы физической подготовленности студентов вузов и др. Неофициальные нормы устанавливаются тренерами и преподавателями для классификации спортсменов и занимающихся физической культурой по каким-либо качествам.

Существует три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные.

Сопоставительные нормы устанавливаются путем сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Для определения таких норм выбирается совокупность людей (например, студенты технических вузов Санкт-Петербурга), и устанавливаются их достижения в комплексе тестов. Затем находится средний для данной совокупности результат и стандартное отклонение S. Значения с отклонением от среднего в пределах ±0,5S принимаются за среднюю норму, а остальные значения в зависимости от отклонения – за очень низкую, низкую, высокую и очень высокую норму. Например, результат с отклонением от среднего +2S соответствует очень высокой норме.

Вариантом сопоставительных норм являются получившие широкое распространение возрастные нормы. Эти нормы определяются по результатам тестирования различных возрастных групп. Типичным примером возрастных норм служат нормы комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Необходимость определения индивидуальных норм вызвана тем, что почти одинаковые результаты в соревнованиях могут показывать люди, резко отличающиеся по антропометрическим данным, уровню физической работоспособности. В этом случае ориентироваться на сопоставительные нормы нельзя. За среднюю индивидуальную норму можно принять показатели тестов, соответствующие среднему результату спортсмена в соревновательном упражнении. Особое значение индивидуальные нормы имеют для текущего педагогического контроля.

Должные нормы разрабатываются с учетом того, что должен уметь делать человек, как он должен быть физически развит, чтобы успешно справляться с задачами, которые предъявляют ему условия жизни, профессия, занятия спортом, необходимость подготовки к защите Родины. Должные нормы часто опережают действительные показатели.

 

4. Пригодность норм

 

Пригодность норм заключается в том, что они составляются для определенной группы людей и подходят только для этой группы. Например, нормы, предложенные на основе обследования городского населения, нельзя механически переносить на сельских жителей.

 

Пригодность норм характеризуется релевантностью, репрезентативностью и современностью.

Релевантность (англ. relevant – уместный) – это пригодность норм только для той совокупности людей, для которой они разработаны.

Репрезентативность (франц. representatif – представительный) – это пригодность норм для оценки всех людей из генеральной совокупности. Нормы репрезентативны, если они устанавливаются посредством обследования типичной выборки из всей группы (генеральной совокупности), для которой они вводятся.

Современность – это пригодность норм для оценки людей на данный момент времени. Спортивные результаты и результаты тестов постоянно растут, и пользоваться нормами, установленными много лет назад, не следует, хотя в свое время они отражали средний уровень физического развития человека. Нормы необходимо периодически пересматривать.

Примером оценивания, включающего в себя все этапы по схеме, приведенной на рис. 5, может служить выставление оценки при получении зачета по физической культуре студентами вузов. При этом для оценки общей физической подготовленности юношей используются следующие обязательные тесты: бег на 100 м, бег на 3000 м, подтягивание на перекладине. Результаты тестов определяются посредством измерения по шкале отношений соответственно времени бега и числа подтягиваний. Далее производится промежуточная оценка: по таблицам, разработанным на основе пропорциональной шкалы оценок, результаты каждого теста переводятся в баллы (результат в беге на 100 м, равный 13,2 с, соответствует 5 баллам; 13,6 с – 4 баллам и т. д.). Итоговое оценивание заключается в том, что баллы по всем тестам складываются, сумма делится на три (находится средний балл), и полученный результат сравнивается с имеющимися сопоставительными нормами (интервал 1,0 – 2,9 соответствует итоговой оценке «удовлетворительно»; 3,0 – 3,5 – «хорошо»; более 3,5 – «отлично»).

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Какие этапы включает в себя процедура оценивания спортивных результатов и тестов?
  2. Какие существуют виды оценок?
  3. Какие существуют шкалы оценок, и в каких случаях они используются?
  4. Как производится итоговая оценка при комплексном тестировании?
  5. Что называется нормой в спортивной метрологии, и какие существуют виды норм?
  6. В чем заключается пригодность норм, и чем она характеризуется?
<- Лекция 4