Физическая культура с основами здорового образа жизни

 

Ципин Л.Л. Физическая культура с основами здорового образа жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. – 164 с.

 

В учебном пособии раскрываются сущность физической культуры и её роль в обеспечении здорового образа жизни. Освещаются социально-биологические основы физической культуры, общие вопросы методики физической подготовки и использования физических упражнений при самостоятельных занятиях, в режиме труда и отдыха. Излагаемый материал позволяет систематизировать и углубить знания, необходимые для преподавания и освоения теоретического раздела учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура»

 

Рецензенты: доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор И.М. Козлов; доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор А.Г. Щуров.

 

Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521900 – Физическая культура и специальности 022300 – Физическая культура и спорт.

 

Тираж 4200 экз.

Формат 60×84/16

УДК 796.035

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1.  Физическая культура, ее компоненты и история развития

1.1.1. Понятие «физическая культура». Компоненты физической культуры

1.1.2. Понятия «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство»

1.1.3. Понятия «спорт» и «вид спорта»

1.1.4. Возникновение физической культуры

1.1.5. Олимпийские игры Древней Греции

1.1.6. Олимпийские игры современности

1.1.7. Крупнейшие современные спортивные соревнования

1.1.8. Направления спортивного движения

1.1.9. Организационные основы физической культуры

1.1.10. Студенческие спортивные организации и соревнования

1.2.  Виды спорта и системы физических упражнений

1.2.1. Общая классификация видов спорта

1.2.2. Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость

1.2.3. Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые способности

1.2.4. Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту

1.2.5. Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость

1.2.6. Виды спорта комплексного воздействия

1.2.7. Общая классификация систем физических упражнений

1.2.8. Современные системы физических упражнений

1.2.9. Восточные системы физических упражнений

1.2.10. Единая спортивная классификация

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1.  Организм человека и его функциональные системы

2.1.1. Организм как целостная саморазвивающаяся система. Его составляющие

2.1.2. Общая характеристика опорно-двигательного аппарата. Его совершенствование посредством физических упражнений

2.1.3. Строение костной системы. Ее совершенствование посредством физических упражнений

2.1.4. Строение мышечной системы. Ее совершенствование посредством физических упражнений

2.1.5. Строение системы крови. Ее совершенствование посредством физических упражнений

2.1.6. Строение сердечно-сосудистой системы. Ее совершенствование посредством физических упражнений

2.1.7. Строение дыхательной системы. Ее совершенствование посредством физических упражнений

2.1.8. Строение систем пищеварения и выделения. Их совершенствование посредством физических упражнений

2.1.9. Строение нервной системы и анализаторов. Их совершенствование посредством физических упражнений

2.1.10. Строение эндокринной системы. Ее совершенствование посредством физических упражнений

2.2.  Физиологические механизмы обеспечения мышечной деятельности

2.2.1. Обмен углеводов при мышечной деятельности

2.2.2. Обмен белков, жиров и воды при мышечной деятельности

2.2.3. Анаэробный механизм энергообеспечения мышечной деятельности

2.2.4. Аэробный механизм энергообеспечения мышечной деятельности

2.2.5. Максимальное потребление кислорода, порог анаэробного обмена и кислородный долг при выполнении физических упражнений

2.2.6. Физиологическая характеристика упражнений по зонам мощности

2.2.7. Утомление при физической работе. Стадии восстановления

2.2.8. Изменения в организме при гипокинезии и гиподинамии

2.2.9. Формирование двигательных навыков на основе рефлекторной природы двигательной деятельности

2.2.10. Характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями

ГЛАВА 3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

3.1.  Основные компоненты здорового образа жизни

3.1.1. Понятие «здоровье». Критерии оценки здоровья

3.1.2. Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье

3.1.3. Компоненты здорового образа жизни

3.1.4. Рациональный режим труда и отдыха

3.1.5. Двигательная активность и её оптимальный уровень

3.1.6. Общие требования к полноценному питанию

3.1.7. Энергетически-сбалансированное питание. Калорийность пищи

3.1.8. Качественно-сбалансированное питание

3.1.9. Безвредность и усвояемость пищи. Диеты и голодание

3.1.10. Режим питания. Особенности питания при занятиях физическими упражнениями

3.2.  Эффективные способы укрепления здоровья

3.2.1. Правила личной гигиены

3.2.2. Методика закаливания с использованием воздушных и солнечных ванн

3.2.3. Методика закаливания с использованием водных процедур

3.2.4. Методика закаливания с использованием банных процедур

3.2.5. Различные виды массажа и их назначение

3.2.6. Сексуальное поведение и состояние организма

3.2.7. Культура межличностного общения и психофизическая регуляция

3.2.8. Влияние табакокурения на организм

3.2.9. Влияние алкоголя на организм

3.2.10. Наркотики и последствия их приема

ГЛАВА 4. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

4.1.  Методические основы физической подготовк

4.1.1. Принципы физического воспитания и спортивной тренировки

4.1.2. Средства физического воспитания и спортивной тренировки

4.1.3. Методы физического воспитания и спортивной тренировки

4.1.4. Основные параметры физических нагрузок

4.1.5. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания и спорта

4.1.6. Спортивная тренировка и её компоненты

4.1.7. Физическая подготовка как компонент спортивной тренировки. Классификация физических качеств

4.1.8. Техническая подготовка как компонент спортивной тренировки. Этапы обучения двигательным действиям

4.1.9. Психическая подготовка как компонент спортивной тренировки. Классификация волевых качеств

4.1.10. Формы и структура занятий физическими упражнениями

4.2.  Развитие физических качеств и коррекция телосложения

4.2.1. Характеристика силы как физического качества. Виды силовых способностей

4.2.2. Методика развития силовых способностей

4.2.3. Характеристика быстроты как физического качества. Формы проявления быстроты

4.2.4. Методика развития быстроты

4.2.5. Характеристика выносливости как физического качества. Виды выносливости

4.2.6. Методика развития выносливости

4.2.7. Характеристика ловкости как физического качества. Методика развития ловкости

4.2.8. Характеристика гибкости как физического качества. Виды гибкости и методика её развития

4.2.9. Особенности комплексного развития физических качеств

4.2.10. Телосложение, осанка и методика их коррекции

ГЛАВА 5. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

5.1.  Планирование и особенности самостоятельных занятий различными упражнениями

5.1.1. Мотивация выбора средств физической культуры для самостоятельных занятий

5.1.2. Перспективное планирование занятий физическими упражнениями

5.1.3. Годичное планирование занятий физическими упражнениями

5.1.4. Текущее и оперативное планирование занятий физическими упражнениями

5.1.5. Аэробика. Критерии подбора упражнений и основные фазы занятий

5.1.6. Наиболее эффективные упражнения системы аэробики. Их достоинства и недостатки

5.1.7. Способы определения объема и интенсивности нагрузки в системе аэробики

5.1.8. Атлетическая гимнастика. Виды силовых упражнений и основные фазы занятий

5.1.9. Определение объема и интенсивности нагрузки в атлетической гимнастике

5.1.10. Особенности занятий женщин физическими упражнениями

5.2.  Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

5.2.1. Самоконтроль как один из видов контроля при занятиях физическими упражнениями. Дневник самоконтроля

5.2.2. Методы оценки телосложения

5.2.3. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы

5.2.4. Методы оценки работоспособности и переносимости физических нагрузок по реакции сердечно-сосудистой системы

5.2.5. Методы оценки состояния системы дыхания

5.2.6. Методы оценки состояния нервной системы

5.2.7. Методы оценки выносливости

5.2.8. Методы оценки силовых способностей

5.2.9. Методы оценки быстроты

5.2.10. Методы оценки гибкости

ГЛАВА 6. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6.1.  Профессионально-прикладная физическая подготовка

6.1.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Её цель и задачи

6.1.2. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки

6.1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки

6.1.4. Профессиограмма. Её назначение и содержание

6.1.5. Формы труда при различных видах трудовой деятельности

6.1.6. Условия и режим труда при различных видах трудовой деятельности

6.1.7. Характер труда при различных видах трудовой деятельности

6.1.8. Динамика работоспособности при различных видах трудовой деятельности

6.1.9. Методы оценки профессионально-важных физических и психических качеств

6.1.10. Содержание профессионально-прикладной физической подготовки специалистов определенного профиля

6.2.  Физические упражнения в режиме труда и отдыха

6.2.1. Предпосылки и цель использования физических упражнений в режиме труда и отдыха

6.2.2. Формы занятий физическими упражнениями в режиме труда и отдыха

6.2.3. Типичная динамика работоспособности на протяжении учебного и рабочего дня

6.2.4. Методика проведения вводной гимнастики в течение рабочего дня

6.2.5. Методика проведения физкультурных пауз в течение учебного и рабочего дня

6.2.6. Малые формы активного отдыха в течение учебного и рабочего дня

6.2.7. Методика проведения утренней гигиенической гимнастики

6.2.8. Попутная тренировка как средство повышения двигательной активности

6.2.9. Занятия физическими упражнениями рекреационной направленности в свободное время

6.2.10. Физические упражнения студентов в экзаменационный период

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в настоящее время действует примерная учебная программа по физической культуре для высших учебных заведений различного профиля, которая содержит теоретический, практический и контрольный разделы. Теоретический раздел программы предусматривает овладение системой научно-практических знаний в области физической культуры и здорового образа жизни, формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Многолетний опыт преподавания теоретического раздела программы показал, что при его освоении возникают определенные трудности как у недавних выпускников физкультурных вузов, работающих преподавателями на кафедрах физической культуры, так и у студентов, проходящих обучение на этих кафедрах. В первом случае они связаны с необходимостью комплексного и сжатого изложения обширного теоретического и методического материала, а также недостаточной разработанностью некоторых вопросов, в частности, использования физических упражнений при подготовке к конкретному виду трудовой деятельности. Во втором случае процессу обучения не способствует сложившееся у многих студентов нефизкультурных вузов представление о том, что если человек когда-либо сталкивался с физическими упражнениями, то он уже достаточно компетентен в данной области, хотя обычно это выражается одной фразой – «Надо больше двигаться!». Даже те, кто регулярно тренируется, зачастую слабо разбираются в основах методики физической подготовки. Кроме того, сейчас имеется масса популярной литературы, в которой представлены рекомендации, иногда противоречивые и неоднозначные, по использованию многочисленных тренировочных программ и способов оздоровления. Без соответствующей подготовки ориентироваться в такой литературе сложно. Отрицательно сказывается на обучении неточное или неправильное употребление терминов теории физической культуры, анатомии, физиологии, психологии, которое встречается во многих источниках.

 

Решить проблему теоретической подготовки студентов в сфере физической культуры и здорового образа жизни призвана помочь специальная учебная литература, в частности, учебник «Физическая культура студента», изданный в 1999 г. В нем подробно, на богатом фактическом материале освещаются принципиальные положения теории физической культуры, включая основы развития физических качеств и обучения двигательным действиям, методику самостоятельных занятий. Вместе с тем, отдельные темы, вызывающие повышенный интерес, касающиеся, например, истории и современного состояния олимпийского движения, содержания распространенных систем физических упражнений, некоторых аспектов здорового образа жизни, нуждаются в более пристальном рассмотрении. Большой объем предлагаемых сведений вступает в заметное противоречие с ограниченным количеством лекционных часов, отводимых на освоение теоретического раздела.

 

В настоящем учебном пособии предпринята попытка кратко и в доступной форме изложить обязательный материал теоретического раздела программы с необходимыми дополнениями. С целью облегчить восприятие нового материала и чтобы исключить разночтения, основные понятия и определения, а также наиболее важные данные выделены в тексте отдельно. Тема здорового образа жизни занимает среди других центральное место, поскольку физическая культура является, по существу, одним из главных его факторов. Это нашло свое отражение в названии пособия. Особое внимание уделено самоконтролю при занятиях физическими упражнениями. Известно, что именно незнание или несвоевременное применение методов самоконтроля за состоянием функциональных систем организма становится во многих случаях причиной переутомления и, как следствие, травм и других негативных проявлений.

 

Пособие состоит из шести глав, в которых раскрываются самостоятельные и, в то же время, органически связанные одна с другой, темы. Каждая глава разбита на две части, представляющие собой законченные и рассчитанные на два часа лекции, а названия параграфов могут служить в качестве экзаменационных вопросов. Рубрикация глав построена таким образом, что позволяет оперативно найти в пособии интересующий учебный материал.

При подготовке пособия были использованы работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни, а также результаты собственных исследований.

 

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

С древних времен и по наши дни у человека имеются социальные потребности в общении, развлечении, игре и самовыражении через общественно полезную деятельность. Для удовлетворения этих и других потребностей сформировалась и продолжает развиваться физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Физическая культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, среди которых разнообразные виды спорта и системы физических упражнений. Все они имеют свои особенности, что позволяет целенаправленно развивать те или иные физические качества, совершенствовать необходимые двигательные умения и укреплять здоровье.

 

 

1.1.  Физическая культура, ее компоненты и история развития

 

1.1.1. Понятие «физическая культура». Компоненты физической культуры

 

Культура представляет собой процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры. Она служит средством и способом физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.

Компонентами физической культуры являются:

  • физическое воспитание;
  • спорт;
  • физическая рекреация;
  • двигательная реабилитация.

Компоненты физической культуры связаны между собой, и в то же время, имеют специфические черты.

Физическое воспитание направлено на всестороннее развитие человека и осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях. Отличительной особенностью спорта является элемент соревновательности. Физическая рекреация предполагает использование физических упражнений для активного отдыха, например, в форме туризма. Её иногда относят к фоновым видам физической культуры, которые включают также упражнения в рамках повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки и др.). Двигательная реабилитация служит для восстановления посредством физических упражнений временно утраченных физических способностей, лечения травм. Её разновидностью является лечебная физическая культура.

 

1.1.2. Понятия «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическое совершенство»

 

Физическое воспитание – это процесс приобретения специальных знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннего развития физических качеств и формирования потребности в занятиях физическими упражнениями. В отличие от физического воспитания физическая подготовка предполагает овладение двигательными навыками и развитие физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. В связи с этим говорят, например, о профессионально-прикладной физической подготовке летчика, монтажника, агронома и т. д.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма (длины и массы тела, силы, быстроты и т. п.) либо под воздействием естественных факторов (труда, быта, генетической предрасположенности), либо под воздействием целенаправленного использования физических упражнений. Таким образом, если физическое воспитание – это специально организованный педагогический процесс, то физическое развитие может протекать естественным путем.

Физическое совершенство – это уровень здоровья и всестороннего физического развития, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях. Достижение физического совершенства является целью физического воспитания.

 

1.1.3. Понятия «спорт» и «вид спорта»

 

Спорт – это игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов. Эта деятельность имеет ряд особенностей: наличие борьбы, конкуренции непосредственно в игре, поединке и т.п.; унификация действий спортсмена, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами; регламентация поведения спортсменов с учетом принципов неантагонистического отношения между людьми.

Понятие «вид спорта» имеет более узкий смысл, чем «спорт». Вид спорта – это сформировавшийся в ходе развития спорта вид соревновательной деятельности, отличающийся конкретным предметом состязания и правилами ведения соревновательной борьбы. К видам спорта относятся легкая и тяжелая атлетика, гимнастика, борьба, бокс и множество других.

 

1.1.4. Возникновение физической культуры

 

Возникновение физической культуры было обусловлено жизнью первобытного общества. В процессе труда и, в первую очередь, охоты человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе силу, выносливость и другие необходимые физические качества.

Субъективной предпосылкой возникновения физической культуры послужило развитие мышления, сознания первобытного человека. Совершая магические и ритуальные действия перед охотой, при которых многократно поражалось не само животное, а его изображение на скале или земле, человек стал выделять физические упражнения в самостоятельный вид деятельности.

С возникновением религиозных верований элементы физических упражнений связывались с религиозными обрядами. Так появились культовые танцы, пляски, игры.

В условиях родового строя большую роль стала играть военная подготовка. Например, австралийцы с ранних лет упражнялись в стрельбе из лука, метании бумеранга. Первобытные племена Африки широко применяли в воспитании детей и юношей фехтование на палках, борьбу, упражнения в раскачивании на лианах.

У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения) при переходе из одной возрастной группы в другую. В инициациях обычно использовались физические упражнения, к которым юноши усиленно готовились.

Физические упражнения также составляли основу разнообразных игр и развлечений.

 

1.1.5. Олимпийские игры Древней Греции

 

Многочисленные игры и соревнования были широко распространены в рабовладельческих государствах Древнего Востока, Древнем Риме и Древней Греции. Например, в Древнем Риме традиционными были Троянские игры, включавшие состязания всадников в запутанных ходах лабиринта, гонки колесниц, борьбу, кулачный бой, метание копья и диска. В Древней Греции занятия физическими упражнениями достигли максимального развития. Из всех проводимых там игр (Немейские, Дельфийские и др.) наиболее значимыми были Олимпийские игры. Согласно преданию начало им положил Геракл в ХII в. до н. э., когда провел соревнования между четырьмя своими братьями в честь победы Зевса над Кроносом.

Первые известные в истории Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э. в Олимпии, расположенной на Пелопонесском полуострове на юго-западе Греции. Игры проходили один раз в четыре года. Периоды между играми назывались олимпиадами.

За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия). С VIII до II в.в. до н. э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы, варвары, а также женщины к играм не допускались. В дальнейшем к участию в играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения.

В ранний период игры проходили в один день, в период расцвета – в пять дней. Они проводились чрезвычайно торжественно. Перед началом игр все участники давали клятву, что они честно готовились к играм и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители награждались оливковым венком. Кроме спортивных соревнований устраивались разнообразные конкурсы, выставки, культовые церемонии.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию (192 м), впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне (пятиборье, включавшем бег на одну стадию, метание диска, метание копья на точность, прыжок в длину, борьбу), беге с оружием (мечом и щитом), кулачном бое, панкратионе (соединении борьбы с кулачным боем), гонках колесниц, верховой езде. В играх принимали участие Аристотель, Сократ, Геродот. Чемпионом по кулачному бою был Пифагор.

Появление и распространение христианства, боровшегося против языческой веры и проповедовавшего аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников. В 394 г. римский император Феодосий I издал эдикт о запрещении Олимпийских игр.

При феодализме игры с элементами соревнований были лишь частью народных праздников или рыцарских турниров и уже не имели такого значения, как в античной культуре. Существенное внимание целенаправленным занятиям физическими упражнениями стало уделяться только с наступлением Эпохи Возрождения. Спорт и другие компоненты физической культуры в современном их понимании получили действительно широкое распространение в течение ХIХ и начале ХХ в.в.

 

1.1.6. Олимпийские игры современности

 

В 1894 г., ровно через полторы тысячи лет после запрещения древних Олимпийских игр, на Международном атлетическом конгрессе в Париже был создан Международный олимпийский комитет (МОК), и с 1896 г. началось проведение современных Олимпийских игр. В деле возрождения Олимпийских игр большую роль сыграл французский педагог и просветитель Пьер де Кубертен (1863-1937). Он возглавлял МОК до 1925 г.

Олимпийские игры проводятся в соответствии с олимпийской хартией (уставом), определяющей основные правила игр, цели и задачи МОК. Спортсмены и судьи приносят олимпийскую клятву – честно соревноваться и честно судить. Олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее!»

Олимпийская атрибутика включает олимпийский символ в виде пяти переплетенных колец разного цвета, означающих единение спортсменов пяти континентов; олимпийский флаг белого цвета с олимпийским символом в центре; олимпийский талисман.

Олимпийский церемониал состоит из торжественного открытия и закрытия игр, награждений. На открытии в числе других церемоний производится зажжение в чаше стадиона олимпийского огня. Огонь доставляется факельной эстафетой из Греции, где в древней Олимпии он зажигается от солнечных лучей с помощью большого вогнутого зеркала.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в 1896 г. в Афинах. В дальнейшем они проводились каждые четыре года за исключением 1916, 1940, 1944 г.г. в периоды первой и второй мировых войн. С 1924 г., в те же годы, что и летние, стали проводиться зимние Олимпийские игры. С 1994 г. зимние и летние игры проводятся с интервалом в два года. В настоящее время продолжительность игр составляет 16-18 дней.

Если в первых играх в Афинах приняли участие 311 спортсменов из 13 стран, соревновавшихся в 9 видах спорта, то в ХХVI играх в Атланте участвовали 10,5 тыс. спортсменов из 197 стран, боровшихся за 271 комплект медалей. XXVII игры в Сиднее собрали уже 11 тыс. спортсменов из 200 стран. В их программу был включен ряд новых дисциплин, таких, как синхронные прыжки в воду, женское водное поло, женское метание молота и др. Неизмеримо выросли результаты. Например, в беге на 100 м результат улучшился с 12,0 с до 9,79 с; в прыжках в длину – с 6,35 м до 8,95 м; в прыжках в высоту – с 1,81 м до 2,45 м.

На Олимпийских играх успешно выступали российские и советские спортсмены. На IV играх в Лондоне (1908) золотую медаль в фигурном катании на коньках завоевал Н. А. Панин-Коломенкин. Советские спортсмены в общей сложности 12 раз занимали первое место в неофициальном командном зачете. Непременными участниками всех Олимпийских игр были спортсмены Петербурга-Ленинграда. Среди них Людмила Пинаева, ставшая победительницей трех Олимпийских игр в гонках на байдарках, гимнаст Александр Дитятин, завоевавший десять олимпийских медалей, из которых три золотые, пловец Владимир Сальников, ставший обладателем четырех золотых медалей, легкоатлетки Татьяна Казанкина и Тамара Пресс, у которых по три высшие награды. Значительную часть олимпийских команд составляли и продолжают составлять студенты-спортсмены, в том числе, нефизкультурных вузов. Например, в числе выпускников одного только Санкт-Петербургского Государственного Университета олимпийские чемпионы Геннадий Шатков, Эльвира Озолина, Юрий Тармак, Андрей Крылов.

 

1.1.7. Крупнейшие современные спортивные соревнования

 

На современном этапе кроме Олимпийских игр проводится большое количество крупных спортивных соревнований. Их организация осуществляется международными спортивными объединениями. Кроме МОК к ним относятся международные спортивные федерации, такие, как Международная любительская легкоатлетическая федерация (ИААФ), Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА), Международная шахматная федерация (ФИДЕ). Существуют также региональные спортивные организации, например, Высший совет спорта Африки, Федерация азиатских игр, Международный комитет средиземноморских игр и др.

К проведению соревнований имеют отношение и такие спортивные объединения, как Международная федерация спортивной медицины, Международная ассоциация психологии спорта и др.

Международные соревнования могут быть комплексными или по одному виду спорта. К первым относятся Всемирные универсиады, Всемирные Маккабиады (проходят в Израиле раз в четыре года), Африканские, Панамериканские, Средиземноморские игры и др. Ко вторым относятся чемпионаты мира и Европы; соревнования, ставшие международными, как, например, проводимое в Уимблдоне первенство Англии по теннису; розыгрыши кубков и призов; мемориалы памяти выдающихся спортсменов и тренеров, например, Мемориал братьев Знаменских по легкой атлетике. Чемпионаты проходят, как правило, короткое время в одной стране, и в них выявляются чемпионы. Кубковые соревнования состоят из нескольких этапов, проводятся на протяжении сезона в разных странах, и по их результатам определяются обладатели кубка.

Соревнования также делятся на официальные и товарищеские. К товарищеским можно отнести многочисленные матчевые встречи с участием клубных и национальных команд.

 

1.1.8. Направления спортивного движения

 

Современный спорт подразделяется на два основных направления: массовый спорт и спорт высших достижений или большой спорт.

Массовый спорт характеризуется значительным количеством занимающихся, сравнительно невысоким уровнем результатов, зависимостью занятий спортом от другой доминирующей деятельности. Его целью является укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и активный отдых.

К массовому спорту относится юношеский спорт, которым занимаются в общеобразовательных и спортивных школах, бóльшая часть студенческого спорта, взрослый спорт, развиваемый в клубах и секциях по месту работы и жительства, армейский спорт. В последнее время во всем мире большую популярность приобрел ветеранский спорт, в котором по своим возрастным группам принимают участие мужчины начиная с 40 лет и женщины с 35 лет. Существует также специальный (паралимпийский) спорт или спорт инвалидов, в рамках которого проводятся соревнования разного уровня. Самыми крупными из них являются Паралимпийские игры, проходящие через несколько недель после Олимпийских игр.

Спорт высших достижений характеризуется необыкновенной двигательной одаренностью занимающихся, большими затратами времени и энергии, доминирующим положением в жизни. Его целью является достижение максимально возможных результатов или побед на крупнейших соревнованиях. Спортсмены тренируются и участвуют в соревнованиях как правило в составе сборных команд. Спорт высших достижений – это, за редким исключением, профессиональный спорт, где человек работает на пределе своих возможностей. Такой труд в целом достаточно высоко оплачивается. Например, за первое место на чемпионате мира по легкой атлетике спортсмен получает 100 тыс. долларов.

 

1.1.9. Организационные основы физической культуры

 

В нашей стране управление в области физической культуры осуществляется на основе принятых в 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте». В 1999 г. вышла  новая редакция этого закона. Управление производится в двух формах: государственной и общественной.

Высшим государственным органом управления физической культурой является Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Комитеты по физической культуре имеются в субъектах федерации, а также при краевых, областных, городских и районных администрациях. С другой стороны, работу в области физической культуры проводят отдельные министерства, в состав которых входят соответствующие отделы и научно-методические советы. Самостоятельным органом, занимающимся развитием олимпийского спорта в стране и расширением спортивных связей, служит Национальный олимпийский комитет России (НОК).

Государственное управление охватывает дошкольные учреждения, общеобразовательные и детско-юношеские спортивные школы, а также школы высшего спортивного мастерства, высшие и средние специальные учебные заведения, воинские части, лечебно-профилактические учреждения.

В структуру общественных органов управления физической культурой входят: физкультурно-спортивное общество профсоюзов «Россия», ведомственные общественно-государственные объединения, например, физкультурно-спортивное общество «Динамо», советы по туризму, общества охотников и рыболовов, клубы любителей бега и др.

Первичными звеньями общественно-физкультурного движения являются коллективы физической культуры и спортивные клубы. Они создаются в учреждениях и на предприятиях, в учебных заведениях, по месту жительства.

Государственные и общественные формы управления физической культурой тесно связаны между собой и представлены совместно в большинстве учебных и трудовых коллективов.

Происходящие в обществе в последнее время динамичные процессы нашли свое отражение и в сфере организации физической культуры. Изменились условия подготовки и стимулирования труда высококлассных спортсменов, широкое распространение получили платные оздоровительные услуги, предоставляемые как на базе государственных учреждений, так и частным образом.

 

1.1.10. Студенческие спортивные организации и соревнования

 

Первичным государственным подразделением, осуществляющим учебно-тренировочную работу и проведение спортивных соревнований в вузе, является кафедра физического воспитания. Занятия проходят на основном, специальном отделении (для студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья) и на отделении спортивного совершенствования. Первичным общественным подразделением является спортивный клуб вуза. Кафедра и клуб взаимодействуют с ректоратом, профсоюзной организацией вуза и вышестоящими государственными и общественными органами управления физической культурой.

Значительную роль в развитии студенческого спорта играет созданное в 1993 г. общественное объединение студентов и работников высшей школы – Российский студенческий спортивный союз. В его задачи входит организация и проведение студенческих соревнований внутри страны и развитие международных спортивных связей. Международные студенческие спортивные соревнования проводятся под эгидой Международной федерации университетского спорта (ФИСУ).

Система студенческих спортивных соревнований объединяет внутривузовские, межвузовские и международные соревнования.

Внутривузовские соревнования включают зачетные соревнования на учебных занятиях, соревнования на первенство учебных групп, курсов, факультетов, общежитий вуза.

Межвузовские соревнования включают районные, городские, зональные и всероссийские студенческие соревнования. Распространены соревнования между вузами одного профиля, например, аграрными, железнодорожными, медицинскими и т.д. Сильнейшие студенты-спортсмены участвуют в соревнованиях в составе различных сборных команд.

Международные соревнования включают товарищеские встречи между отдельными вузами разных стран, Всемирные универсиады, проводимые ФИСУ раз в два года по нечетным годам, чемпионаты ФИСУ. В составе сборных команд России на чемпионатах Европы, мира и на Олимпийских играх, как правило, больше половины составляют студенты.

 

1.2.  Виды спорта и системы физических упражнений

 

1.2.1. Общая классификация видов спорта

 

Одними из наиболее древних видов спорта являются легкая атлетика и конный спорт. Со временем образовалось большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся видов, взаимного влияния, научно-технического прогресса. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, лыжный фристайл (свободный стиль), сноуборд, керлинг, конькобежный шорт-трек, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг, триатлон и многие другие.

Виды спорта можно классифицировать по ряду признаков:

1. По месту в международном спортивном движении различают олимпийские (включенные в программу Олимпийских игр) и неолимпийские виды спорта; общепризнанные, культивируемые во многих странах, и национальные, которые популярны в отдельных странах и регионах. Например, в России издавна занимались городошным спортом, на Кавказе – разными видами борьбы, у северных народов – гонками на собачьих упряжках и оленях. В США спорт №1 – американский футбол, правила которого сложились в 1880 г. В Великобритании и Австралии большое распространение получил гольф.

2. По структуре движений виды спорта подразделяются на две группы: циклические, где движения повторяются, и ациклические. К первой группе относятся спортивная ходьба, бег, велоспорт, плавание, гребной спорт, конькобежный спорт, лыжные гонки. Ко второй группе относятся гимнастика, борьба, бокс, фехтование, тяжелая атлетика, фигурное катание, футбол, баскетбол, теннис и др.

3. По интенсивности двигательной деятельности выделяют высокоинтенсивные виды спорта, результаты в которых зависят от непосредственного проявления физических качеств человека (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости) и владения спортивной техникой; технические виды (авто- и мотоспорт, водномоторный, самолетный, планерный, парусный спорт и т. д.); технико-конструкторские виды (авто-, авиа-, судомодельный спорт); стрелковые виды (стрельба из огнестрельного и пневматического оружия, из лука); абстрактно-игровые виды (шахматы, шашки), которые к видам спорта относят только из-за наличия в них элемента соревновательности. Наибольшее воздействие на организм оказывают занятия высокоинтенсивными видами спорта.

 

1.2.2. Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость

 

К видам спорта, развивающим выносливость, относятся все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка длится сравнительно долгое время. Это – спортивная ходьба; бег на средние (800, 1500 м) и длинные (5000, 10000 м) дистанции, марафонский бег (42 км 195 м); шоссейные велогонки и гонки на треке, велокросс; плавание на дистанциях 200, 400, 1500 м; гребля на академических лодках, байдарках и каноэ; лыжные гонки и биатлон; бег на коньках на дистанциях 5000 и 10000 м; спортивное ориентирование; триатлон. Последний состоит из плавания на 3,8 км, велогонки на 180 км, марафонского бега и предъявляет чрезвычайно высокие требования к спортсменам. Вследствие этого участников соревнований по триатлону называют «железными» людьми.

Самая главная особенность данных видов спорта состоит в том, что по сравнению с другими они в наибольшей степени способствуют укреплению здоровья. Именно длительные циклические упражнения, выполняемые с относительно невысокой интенсивностью, рекомендуются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для использования в оздоровительных целях. Связано это, в первую очередь, с укреплением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышением экономичности работы мышц, нормализацией массы тела.

Занятия видами спорта на выносливость формируют такие жизненно важные волевые качества, как настойчивость и упорство. Они также имеют прикладное значение, так как само качество выносливость и полученные в процессе её развития двигательные умения и навыки (плавание, передвижение на лыжах и т.п.) лежат в основе успешного выполнения многих трудовых операций.

Необходимо отметить, что бóльшие шансы добиться высоких спортивных результатов в случае начала интенсивных тренировок в период обучения в вузе имеют студенты, выбравшие именно виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Возраст наибольших достижений в этих видах находится в пределах 22-27 лет.

 

1.2.3. Виды спорта, преимущественно развивающие силу и скоростно-силовые способности

 

Считается, что самые сильные люди – это выдающиеся спортсмены-тяжелоатлеты. Кроме тяжелой атлетики группа силовых видов спорта включает атлетическую гимнастику, силовое троеборье, гиревой спорт и различные национальные виды силовых многоборий.

Соревнования по тяжелой атлетике проводятся в рывке и толчке штанги. Участники выступают в своих весовых категориях. Атлетическая гимнастика или атлетизм носит также название «культуризм» и «бодибилдинг», означающий «строительство тела». На соревнованиях по атлетизму демонстрируются обязательные позиции и вольная программа, оценивается степень развития и пропорциональность мускулатуры. Тяжелой атлетикой и атлетической гимнастикой занимаются как мужчины, так и женщины.

Основная особенность гиревого спорта – это продолжительность выполнения силовых упражнений, что требует незаурядной силовой выносливости. Так, высококлассные спортсмены в весовой категории до 60 кг поднимают в толчке двумя руками гири 32 кг более 30 раз.

В группу скоростно-силовых видов спорта входят легко-атлетические метания копья, диска, молота, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом, тройной прыжок. Скоростно-силовые способности, наряду с другими физическими качествами, развиваются также при занятиях бегом и плаванием на короткие дистанции, спортивными единоборствами, спортивными играми.

Сила, проявляемая в процессе занятий видами спорта данной группы, всегда ценилась как одно из самых главных и уважаемых в народе физических качеств. Кроме того, посредством, например, атлетической гимнастики можно избирательно увеличить массу отдельных мышечных групп и совершенствовать телосложение. Вместе с тем необходимо учитывать, что при занятиях силовыми упражнениями возможны некоторые негативные явления, в частности, натуживание. Эти упражнения мало развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Таким образом, для повышения оздоровительного эффекта силовую тренировку желательно дополнять длительными циклическими упражнениями.

 

1.2.4. Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту

 

Развитие быстроты происходит в процессе занятий спринтерскими дисциплинами разных видов спорта. В легкой атлетике – это бег на короткие дистанции, т. е. на 100 и 200 м, 100 и 110 м с барьерами. Длинным спринтом считается бег на 400 м. В конькобежном спорте – это бег на дистанции 500 м, в плавании – 100 м, в велоспорте – гонки на треке.

Различные формы быстроты развивают спортивные единоборства, спортивные игры, легкоатлетические метания и прыжки.

Приступая к занятиям видами спорта, развивающими быстроту, следует иметь в виду, что это физическое качество во многом обусловлено врожденными особенностями человека и по сравнению с другими качествами менее тренируемо. С другой стороны, двигательная одаренность в проявлениях быстроты сравнительно рано и легко обнаруживается и может указывать на перспективу достижения высоких спортивных результатов.

Важно также, что успешные занятия одними видами спорта, связанными с проявлениями конкретных форм быстроты, еще не означают таких же успехов в других видах. Например, боксер может быстро реагировать на действия соперника, но относительно медленно пробегать 100 м.

Виды спорта, развивающие быстроту, не являются эффективным средством укрепления здоровья. С их помощью трудно корректировать телосложение и поддерживать необходимую массу тела. Однако они имеют прикладное значение при подготовке к ряду профессий, требующих оперативного реагирования на изменяющуюся ситуацию.

 

1.2.5. Виды спорта, преимущественно развивающие ловкость

 

К видам спорта, развивающим ловкость, или, другими словами, к сложнокоординированным видам спорта относятся спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, лыжный слалом и фристайл, фигурное катание на коньках, водно-лыжный спорт, синхронное плавание, а также некоторые спортивные игры и легкоатлетические дисциплины.

Многие из сложнокоординированных видов спорта являются многоборьями. Например, спортивная гимнастика включает соревнования на снарядах (у мужчин – перекладина, параллельные брусья, конь, кольца; у женщин – бревно, разновысокие брусья), вольные упражнения и опорный прыжок. Воднолыжники соревнуются в слаломе, фигурном катании и прыжках с трамплина (у мужчин высотой 1,8 м; у женщин – 1,5 м).

Как правило виды спорта, развивающие ловкость, требуют также развития другого физического качества – гибкости. В первую очередь, это относится к гимнастике, акробатике, прыжкам в воду и на батуте. Гибкость развивают и другие виды спорта, такие, как плавание, особенно стилями брасс и дельфин, теннис, волейбол.

Развиваемая данными видами спорта координация движений очень важна для различных сторон жизнедеятельности. Некоординированный человек часто попадает в самые нелепые ситуации и виден на фоне окружающих, что называется, невооруженным глазом.

Отрицательная черта видов спорта, развивающих ловкость – отсутствие существенного воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и, следовательно, низкий оздоровительный эффект. В связи с этим их, как и силовые виды спорта, желательно дополнять длительными циклическими упражнениями.

Фундамент сложнокоординированных упражнений закладывается в детском возрасте, и из-за сложности и длительности их совершенствования не имеет смысла начинать углубленную специализацию в этих видах спорта в студенческие годы.

 

1.2.6. Виды спорта комплексного воздействия

 

Комплексное развитие физических качеств происходит при занятиях спортивными многоборьями. Разностороннее воздействие на занимающихся в той или иной степени оказывают спортивные единоборства и спортивные игры.

К спортивным многоборьям относятся легкоатлетическое десятиборье (для мужчин) и семиборье (для женщин), современное пятиборье, лыжное двоеборье, многоборья по национальным видам спорта. Эти многоборья имеют неизменное содержание и охватывают в отличие, например, от гимнастического или конькобежного многоборий разные спортивные дисциплины.

Легкоатлетическое десятиборье (декатлон) включает бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами; прыжки в длину, в высоту и с шестом; метание диска и копья, толкание ядра. Семиборье включает бег на 200, 800 м и 100 м с барьерами; прыжки в длину и в высоту; метание копья и толкание ядра. Современное пятиборье, называемое также офицерским многоборьем, объединяет фехтование, стрельбу из пистолета, конный конкур, плавание на 300 м и кросс на 3 км. Лыжное двоеборье состоит из прыжков на лыжах с трамплина и лыжной гонки. В северное многоборье входят прыжки через нарты, метание топорика, набрасывание аркана на шест, бег по пересеченной местности с палкой. Результат в многоборьях определяется по сумме очков, рассчитываемой с помощью специальных таблиц.

В группу спортивных единоборств входят борьба (классическая или греко-римская, вольная, дзю-до, самбо, сумо и др.), бокс, кикбоксинг, восточные единоборства, фехтование (на шпагах, саблях, рапирах). Для этих видов спорта характерно непосредственное контактное противодействие соперников.

Спортивные игры делятся на командные и индивидуальные. К командным играм относятся баскетбол, волейбол, регби, хоккей с шайбой и с мячом, водное поло; к индивидуальным – теннис, настольный теннис, бадминтон. В теннисе и бадминтоне соревнования проводятся как в одиночном, так и в парном разрядах.

Занятия видами спорта комплексного воздействия, особенно многоборьями, приводят к развитию у спортсменов всех физических качеств и формированию разнообразных двигательных навыков. Человек, умеющий выполнять многочисленные движения, обладает так называемым двигательным опытом. Он способен легко овладевать новыми двигательными действиями, что важно не только в спорте, но и в повседневной жизни, а также в профессиональной деятельности. У многоборцев, как правило, пропорционально развита мускулатура, и они гармонично сложены. В то же время надо иметь в виду, что рассчитывать на определенный успех в многоборьях в случае начала занятий ими в студенческом возрасте можно лишь при наличии предварительной подготовки хотя бы в одной или нескольких составляющих спортивных дисциплинах.

Основное прикладное значение единоборств – это владение приемами самозащиты. Единоборства воспитывают такие волевые качества, как смелость и решительность. В настоящее время популярность этих видов спорта резко возросла.

Спортивные игры, кроме всего прочего, могут решать оздоровительные задачи и являются средством активного отдыха. Относительно бόльшим оздоровительным эффектом обладают футбол и хоккей, меньшим – настольный теннис и волейбол. Для игроков характерны инициативность и самостоятельность.

 

1.2.7. Общая классификация систем физических упражнений

 

Система физических упражнений – это специально подобранные упражнения, способы и условия их выполнения, направленные на комплексное или избирательное воздействие на физическое и психическое состояние человека. В некоторых случаях системы физических упражнений получили развитие как самостоятельные виды спорта. Отдельные из них предполагают не только физическое, но и духовное совершенствование.

Различные системы физических упражнений сложились еще в древнем мире и в средние века. Наиболее известны из них спартанская и афинская системы, которые были распространены в Древней Греции, и система подготовки рыцарей. Точнее их следовало бы назвать системами физического воспитания, поскольку они охватывали многие стороны жизни людей.

Основу спартанской системы составляло военно-физическое воспитание. Молодые спартанцы с 7 лет находились в государственных воспитательных учреждениях и занимались там в основном физическими упражнениями: метанием копья и диска, бегом, борьбой, прыжками, а также военными играми и охотой на диких зверей. С 18 лет юноши зачислялись в отряды эфебов, где продолжалась физическая и военная подготовка. Девушки также были обязаны заниматься физическими упражнениями.

Афинская система давала более разностороннее развитие. С 7 до 12-14 лет юноши посещали мусическую, а затем гимнастическую школу, называемую палестрой. Греческая гимнастика состояла из трех разделов: палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили бег, прыжки, метания, борьба, панкратион, плавание, верховая езда и другие упражнения. Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражнений под музыку. Игры включали упражнения с палкой, колесом, мячом. На девушек физическое воспитание не распространялось.

Система физической подготовки средневековых рыцарей носила сугубо военно-прикладной характер. Для проверки подготовленности проводились рыцарские турниры в виде одиночных и массовых сражений.

В начале и середине ХIХ в. в Европе получили известность немецкая, шведская, французская, а в славянских странах – сокольская гимнастические системы. В них использовались как собственно гимнастические, так и другие упражнения, в частности, бег, прыжки, приемы защиты и нападения, плавание и ныряние, вольтижировка, стрельба и т. п. Во второй половине XIX в. в России П. Ф. Лесгафтом было создано учение о физическом образовании, суть которого составляла система обучения движениям.

Системы физических упражнений, распространенные в настоящее время, можно подразделить на две группы: пришедшие к нам из глубины веков – это в основном восточные системы, и разработанные в последние годы – современные системы. К восточным системам относятся йога, у‑шу, карате; в качестве составной части физические упражнения входят в аюрведу, системы Ниши, рэйки и др. К современным системам относятся атлетическая гимнастика, аэробика, фитнесс, шейпинг, стретчинг, калланетика, лечебно-оздоровительные системы А. А. Левшинова, А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, Г. С. Шаталовой, М. С. Норбекова. Отдельные из них, такие, как стретчинг и калланетика, являются, строго говоря, не системами, а лишь специальными комплексами физических упражнений.

 

1.2.8. Современные системы физических упражнений

 

Атлетическая гимнастика и аэробика (система аэробных упражнений) – это самые распространенные и популярные на сегодняшний день среди мужчин и женщин системы физических упражнений. Это объясняется их доступностью, высокой эффективностью и престижностью занятий. Данные системы имеют как оздоровительно-корригирующий, так и соревновательный варианты. Подробно они рассмотрены далее при изложении методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Слово «фитнесс» в переводе с английского означает «готовность». Смысл фитнесса заключается в приобретении человеком способности совершать значительную физическую работу с достижением оздоровительного эффекта. Основой фитнесса и его главной составной частью являются аэробные упражнения, сопровождающиеся повышенным потреблением кислорода. Они дополняются упражнениями на развитие силы, силовой выносливости и гибкости. Большое внимание уделяется вопросам питания. Оздоровительный эффект заключается главным образом в укреплении сердечно-сосудистой системы. В фитнессе, подобно аэробике, существуют оздоровительные и соревновательные программы.

Шейпинг как система физических упражнений был создан в нашей стране в 1988 г. Он сочетает в себе упражнения атлетической гимнастики, аэробики, а также принципы здорового питания, искусство, моду, концепцию ухоженной внешности. Упражнения подбираются индивидуально с использованием, как правило, компьютерных технологий. Занятия шейпингом в основном направлены на коррекцию фигуры и повышение физической привлекательности женщины.

Слово «стретчинг» в переводе с английского означает «растягивание». Эта система физических упражнений менее распространена по сравнению с предыдущими. В стретчинге используются главным образом упражнения на растягивание мышц, повышение подвижности суставов и улучшение гибкости. Упражнения выполняются в спокойном темпе и способствуют снятию нервно-эмоционального напряжения. Стретчинг может применяться для разминки и восстановления.

Калланетика названа по имени автора этой системы американки Каллан Пинкней. В последнее время эта система упражнений приобрела большую популярность в Америке и Европе и составляет конкуренцию аэробике. Калланетика – это программа из 30 специальных упражнений, рассчитанных на час интенсивных занятий вначале два раза, а в дальнейшем один раз в неделю. Упражнения выполняются в статическом, а затем в динамическом режиме, причем используется до 100 повторений. Цель калланетики – снижение массы тела, улучшение формы бедер, живота и бюста женщины.

 

1.2.9. Восточные системы физических упражнений

 

Индийское религиозно-философское учение йога имеет целью достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Йога включает несколько направлений: хатха-йогу, раджа-йогу, карма-йогу, жнани-йогу, бханти-йогу. Существуют 8 ступеней освоения йоги. Первые две направлены на изучение морально-этических аспектов; третья и четвертая касаются психофизического совершенствования человека (рассматриваются асаны – позы, пранаяма – учение о дыхании и т. д.); остальные предусматривают совершенствование сознания и относятся к раджа-йоге.

Хатха-йога объединяет практические методы создания здорового тела и здоровой психики посредством специальных упражнений, процедур, релаксации (расслабления), образа жизни, питания.

К упражнениям относятся асаны, с помощью которых осуществляется воздействия на нервные центры (ваджрасана – поза алмаза, устрасана – поза верблюда и многие другие); динамические упражнения, направленные на улучшение работы отдельных органов и систем; дыхательные упражнения.

Как одно из средств коррекции психического состаяния человека йога использует медитацию.

Китайское боевое искусство у-шу возникло в начале нашей эры и развивалось монахами-буддистами монастыря Шао-Линь. Слово «у-шу» означает «останови оружие». У-шу представляет собой способ ведения невооруженного поединка и путь физического, нравственного и духовного совершенствования.

У-шу включает подготовительные, гимнастические (оздоровительные) и боевые упражнения.

К подготовительным упражнениям относится гимнастика цигун, сочетающая искусство дыхания и движения. Комплексы цигун делятся на статические упражнения, динамические упражнения и упражнения на координацию.

Основу гимнастических упражнений составляет гимнастика тайцзицюань, что означает в переводе «бокс высокого духа». Она представляет собой поединки без применения силы, избегает фронтальных столкновений, использует уходы с последующей контратакой и захватом рук противника. Движения выполняются в медленном темпе, плавно и непрерывно.

Выбирая одну из восточных систем физических упражнений, необходимо обратить внимание на то, что они требуют для занятий значительное время, построены на традициях востока и не всегда обеспечивают разностороннюю физическую подготовку, необходимую человеку современного  динамичного общества.

 

1.2.10. Единая спортивная классификация

 

Единая спортивная классификация – это сборник документов, регламентирующих присвоение спортивных разрядов и званий. Она была создана в 1935 г. и издается с изменениями каждые четыре года (что приурочено к началу нового олимпийского цикла).

Спортивная классификация предусматривает присвоение следующих спортивных разрядов и званий: юношеские разряды – III, II, I; взрослые разряды – V, IV (только в шахматах и шашках), III, II, I, «Кандидат в мастера спорта»; звания – «Мастер спорта России», «Мастер спорта России международного класса» (ему соответствует звание «Гроссмейстер» в шахматах и шашках). За выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «3аслуженный мастер спорта России». Разряды до II относятся к младшим, а начиная с I – к старшим. Спортивные звания присваиваются пожизненно, разряды необходимо подтверждать.

В спортивной классификации имеются разрядные нормативы, разрядные требования и условия выполнения разрядных нормативов и требований.

Разрядные нормативы выражены в мерах времени, длины, веса. Разрядные требования содержат следующие положения: выполнить установленный норматив; занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба; добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов. Условия выполнения разрядных нормативов и требований регламентируют ранг соревнований, состав судей, способ определения результата (например, ручной или автохронометраж), характеристики спортивных снарядов и инвентаря (массу ядра, высоту барьеров), внешние условия (например, скорость ветра) и т. д.

В одних видах спорта для присвоения спортивных разрядов и званий надо выполнить норматив или занять определенное место на соответствующих соревнованиях (в плавании, легкой и тяжелой атлетике и пр.), а в других – занять определенное место или одержать необходимое количество побед (в спортивных единоборствах). Например, в соответствии с действующей в настоящее время спортивной классификацией звание «Мастер спорта России» по легкой атлетике в беге на 100 м присваивается при выполнении мужского норматива 10,64 с (по автохронометражу) на соревнованиях не ниже областного масштаба при судействе не менее трех судей высшей или республиканской категории и в случае, если скорость ветра не превышала 2 м/с. Это же звание присваивается при занятии I-VI места на Чемпионате мира среди юниоров, I-III места на чемпионате Европы среди юниоров и в ряде других соревнований.

Полученные разряды и звания заносятся в зачетную классификационную книжку спортсмена.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Вейдер Д. Строительство тела по системе Джо Вейдера: Учебно-методическое пособие. Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1992.
  2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учебник. – М.: Retorika-А: Флинта, 1999.
  3. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
  4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
  5. Нифонтова Л.Н., Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. – М.: Советский спорт, 1993.
  6. Основы валеологии: Учебник /Под ред. Г.А. Балич, Л.В. Назарова. – СПб: Издательство «Фолиант», 2000.
  7. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1985.
  8. Романовский В.Е., Руденко Е.И. Бодибилдинг для всех. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000.
  9. Системы оздоровления Земли Русской: Энциклопедия /Под ред. А.А. Левшинова. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  10. Системы оздоровления Востока и Запада: Энциклопедия /Под ред. А.А. Левшинова. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  11. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта /Под ред. В.В. Столбова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
  12. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России. – 3-е изд., перераб. и доп. /Под ред. В.С. Родиченко и др. Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 1999.
  13. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.
  14. Теория спорта: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. В.К. Платонова. – Киев: Вища школа, 1987.
  15. Физическая культура студента: Учебник /Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарика, 1999.
  16. Физкультура и спорт: Малая энциклопедия /Под ред. Г. Эрбаха и др. Пер. с нем. – М.: Радуга, 1982.
  17. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  18. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учеб. пособие. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

 

Как приобрести

 

1. 190121, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, д. 108. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, кафедра биомеханики, ауд. 36

Тел. (812) 495-02-15

E-mail: spb_biomechanics@rambler.ru

Контактное лицо: Забавный Сергей Николаевич

 

2. Доставка «Почтой России». Бандеролью с наложенным платежом, послав заявку на адрес: spb_biomechanics@rambler.ru

Контактное лицо: Забавный Сергей Николаевич

Цена 200 руб. + стоимость почтовой пересылки